Андраш Шифф
Последние клавирные сонаты Гайдна, Бетховена и Шуберта значатся в репертуаре выдающегося венгерского пианиста Андраша Шиффа с середины 1970-х годов. Играть музыку XVIII и раннего XIX века на современном «Стейнвее» тогда, в эпоху становления аутентичного исполнительства, было довольно радикальным жестом. В то время мало кто играл венских классиков и ранних романтиков так, как Шифф, но сейчас-то их как только не исполняют, и с годами самому знаменитому выпускнику Будапештской консерватории пришлось планомерно приспосабливать нарастающие достижения earlymusic-движения к академическому инструментарию и сокращать дистанцию между двумя враждующими лагерями. Между тем как бы пианист ни пытался измениться, ему так и не удается опередить свое время значительнее, чем он сделал это в начале карьеры, в далекие 1970-е. Его эталонным трактовкам не исполнилось и двадцати пяти лет, как их автора приветил другой маньерист и эстет Манфред Айхер, владелец герметичного нордического лейбла ЕСМ, одного из главных в современной звукозаписи. Благодаря Айхеру у нас есть определение, что же такое стиль Андраша Шиффа: это ЕСМ-Моцарт и ЕСМ-Бетховен. Услышать их живьем в Петербурге можно благодаря стараниям фонда «Музыкальный Олимп», уже которую осень подряд устраивающего гастроли пианиста в России – на радость отечественным меломанам и во имя восстановления исторической справедливости: как ни трудно в это сегодня поверить, но в далеком 1974 году молодого Шиффа не пропустили в финал Конкурса имени Чайковского.