Печати и штампы
В России тем временем издательская деятельность поедает сама себя и стремительно монополизируется слияниями и поглощениями. Но самиздат – это состояние души, поэтому у метро до сих пор стоят грустные люди с табличками «напечатаем вашу книгу», а маленькие, но гордые типографии в промежутках между печатью православных вестников и дешевых рекламных проспектов позволяют себе поиграть в издательский бизнес.
Компанию «Коммерц-Коллегия» открыли еще в 1992 году филологи из СПБГУ – команда обучала русскому языку иностранных абитуриентов. Устав от ручного труда, специалисты оптимизировали систему, продумали несколько учебных программ и написали курс изучения русского языка RusLang, до сих пор известный за рубежом. В начале 2000-х фирма получила важный заказ – перевод заявочной книги Олимпиады 2004 на английский и французский. С переводом компания справилась, а вот с Олимпиадой у страны не вышло (в тот раз). Зато перед «К&К» открылся рынок технических переводов. Их работу можно увидеть в комплектах инструкций Ford, VW, Porsche, Sony и Panasonic – не только филологическую, но и печатную. Не желая зависеть от субподрядчиков, К&К открыли типографию. В декабре 2013 года издательство и типография, сменившие вывеску на романтичное словосочетание «Северная заря», вдруг напечатали художественное произведение – трэш-антиутопию «Ускорители жизни» Сергея Иннера и зарегистрировали издательство Hard Rock Press.
Ответственным за это стоит считать Дмитрия Лема, последние десять лет работавшего здесь на всех возможных должностях, ныне – условного пиар-директора. Тираж «Ускорителей» он напечатал и собрал практически в одиночку, своими руками. Издавать книгу Лем взялся то ли для смеха, то ли из дерзости. Человек, придумавший новое издательство на коленке и уже готовящий к публикации новый материал, поделил расходы с автором Сергеем Иннером, проект окупился за неделю (хватило полсотни проданных экземпляров). Успешность объясняется просто – минимум затрат и ресурсов, готовое к работе оборудование, связи с поставщиками расходных материалов. Открыть новую типографию, признает Лем, сейчас нереально: приличное оборудование обойдется в пару-тройку миллионов. Google услужливо предлагает список действующих компаний, треть из которых имеет достаточно мощностей для печати небольшого тиража полноценного романа. Типографии нужен только человек со вкусом и умением продавать. Большому издательству невыгодно печатать тираж меньше 10 000 экземпляров – так и создается благоприятная среда для самиздата. Продавать неплохо получается из рук в руки – цыплят (совокупный тираж) Лем посчитает весной, но результат вряд ли повлияет на его мини-издательскую деятельность, в конце концов, «Северная заря» ничего не теряет – это решающий фактор для стартапа. Не удастся с литературой – технические переводы инструкций Jaguar никто не отменял.