Событие: группа Asian Dub Foundation
Почему вы вокалистов меняете как перчатки?
Aktarv8r в нашем строю не новичок, он еще на Enemy of the Enemy появлялся, плюс к нам на помощь пришел Ал Румжен (Al Rumjen, экс-вокалист политически озабоченной мультинациональной банды из Лондона King Prawn. — Прим. Time Out). Свежая кровь всегда хороша, новые люди приносят свой вайб, свою энергетику, у них свой подход к делу. В сочетании с нашим устоявшимся подходом к музыке новые голоса дают неожиданный эффект.
Игги Поп сам предложил No Fun с вами спеть?
Как-то все само собой решилось. Мы делили сцену на одном фестивале, Игги подошел к нам и заявил, что не слышал банды круче за последние 30 лет и почему бы нам чего-нибудь вместе не сделать. No Fun отлично ложится на ритм бангра (пенджабская музыка, ставшая популярной в Британии в частности благодаря Asian Dub Foundation. — Прим.Time Out). Наш новый альбом потому и называется Punkara, панк и бангра.
Парни из Primal Scream некогда назвали концерты Asian Dub Foundation самым крутым живым шоу в Британии — что-нибудь изменилось?
(Смеется.) Они так сказали 11 лет назад, это уже не новости. И сейчас мы играем всяко лучше, чем тогда.
Я ваш альбом скачал бесплатно — не возражаете?
(Смеется.) Что толку возражать? Мы больше не живем на доходы от продаж, именно потому, что такие, как ты, не покупают наши диски, а берут бесплатно. Есть простейший способ сделать так, чтобы ситуация с бесплатным скачиванием не была проблемой — что-то между лицензированием, сбором пожертвований и непрямым финансированием. Достаточно немного увеличить стоимость нового компьютера, предлагать покупателю скачивать любую музыку с легальных сайтов, а музыкантам отдавать эту разницу в цене на оборудование — так будет проще и честнее. Но вряд ли корпорации на это пойдут.
Когда-то на сайте группы вы давали советы молодым музыкантам — например, не покупать дорогих музыкальных инструментов, а тратить деньги на много дешевых.
Верно, потому что главное не инструмент, а то, что ты на нем делаешь. Я понятия не имею, где произведен мой старый «стратокастер», я не помню, сколько он стоил — какая разница? Звучит, держит строй — зачем мне что-то еще?
Расскажите про оперу о ливийском лидере Муаммаре Каддафи, к которой вы музыку написали.
О, это тема для отдельного интервью. По ходу действия Каддафи поет об истории своей страны, о своих не самых обычных политических взглядах, обличает врагов и меняет названия месяцев в году — не все, что он делал, европейцы способны постичь, но это и интересно. Каддафи даже приглашали поучаствовать в проекте, но он, конечно, отказался. А мы добавили в постановку панковской анархии и даба.
Лондонцы Kula Shaker, которые так же активно продвигают индийскую музыку, выступают здесь в один день с вами.
Да ладно, шутишь!
Вы знакомы?
Не хочу иметь ничего общего с ними! Весь этот хиппи-нью-эйдж — ненавижу! Они видят только то, что хотят видеть, ничего не знают об истории страны, заимствуют только какие-то внешние проявления, чтобы развлекать таких же представителей среднего класса, как они сами. По мне так Kula Shaker крайне невежественные, достойные презрения люди.
На их последнем альбоме ситара, вроде, не слышно.
Тогда я их прощаю (смеется). Но лет 10 назад Asian Dub Foundation были по всем статьям против того, что делали Kula Shaker.
Правительство собиралось наградить вашего диджея Джона Пандита орденом MBE за деятельность школы для азиатских детей Community Music House — почему он отказался?
Да потому что надо спонсировать такие школы, а не ордена раздавать! Джон не мог принять награду от лейбористов, которые сокращают расходы на молодежные программы — многое изменилось к худшему с тех пор, как Community Music начала свою деятельность. Чиновники пытаются превратить идею культурного воспитания в какую-то «Фабрику звезд», хотят, чтобы все было, как в музыкальной школе Пола Маккартни. Нам важна не показуха и дурацкие конкурсы, нужно, чтобы дети не отрывались от своих корней, знали свою культуру.
Вы не в первый раз в России…
Да, я в первый раз оказался за границей в Москве и в тогда еще Ленинграде. Это было в 80-х, я тогда от колледжа по обмену приехал. По Кремлю гулял, Ленина видел, квартиру Достоевского посетил — все как положено туристу. Тогда еще не было казино на каждом углу, как сейчас. Мне сложно судить о том, как изменились люди за это время, но я прекрасно помню все эти пропагандистские плакаты вокруг и вообще тоталитарный вайб — сейчас это все мутировало, скрескрестилось с казино и блошиным рынком.