Гастроли театра балета Юрия Григоровича
Краснодарский театр начинает свои гастроли в Петербурге со "Спартака". Это, вообще-то, декларация: Юрий Григорович, экс-глава Большого театра, представляет в городе, где учился, танцевал и завоевал первую славу, тот спектакль, что в Петербурге никогда не шел. В Мариинском в 56-м был поставлен "Спартак" Леонида Якобсона монументальный, скульптурный. В нем Рим старался замереть в наиболее выгодных позах; череда эффектных барельефов, а не спектакль. В том, якобсоновском "Спартаке" Григорович был одним из гладиаторов, сражавшихся на арене. Нельзя сказать, что в бою ретиария (воина с трезубцем и сетью) и мирмиллона (его противника с мечом) не хватало динамики, но когда Григорович в 68-м делал в Большом театре своего собственного "Спартака", он будто все еще рвался из якобсоновского спектакля. Недаром сцены битвы ретиария и мирмиллона там просто нет выкинута как ненужное воспоминание. Богом Григоровича стала динамика. Его Рим не застывал он клокотал, рвался вперед и захватывал территории.
С первой сцены, когда Красс тяжело вбивает ноги в землю утверждая, что каждая пядь его (у Якобсона он вальяжно путешествовал на носилках), с рассыпания воинов в блестящих доспехах в буквально железный летящий порядок, Рим утверждает, что он вечен, и он правит миром. Восстание Спартака все равно часть его истории, как землетрясение все равно часть истории Земли.
Якобсон делал свой спектакль в 56-м. Он рассказывал о прошлом надежд там было больше, чем реальности, но желание спихнуть кровавое, с ленивыми мутными баринами и статуарным советским кино, прошлое в музей, закрыть стеклянную дверку и облегченно вздохнуть было слишком сильным. Хотелось верить, что прошло. Рим уже в учебниках, и Крассу можно дорисовать усы, не рискуя попасть при этом на галеры. А Григорович выпускает премьеру в апреле 68-го; в Праге еще весна, но вот-вот грянет, вот их всех сомнут и объяснят, кто правит империей. И в Москве возникает спектакль о мощи Рима, о славе Рима, о победе Рима.
С этого самого 68-го года "Спартак", как принято говорить, "визитная карточка Большого театра". Его всегда возили на все гастроли любит публика смотреть на гладиаторов, трансляции футбольного чемпионата мира это подтверждают. Последние два сезона Большой пытается вырваться из римского плена и упорно представляет на продажу то французские стилизации, то дерзкие новинки молодых хореографов, то программу Баланчина. Такого успеха, как "Спартак", они не имеют, но все же спектакль потихоньку сдвигается в угол репертуара. И вот, чтобы напомнить о том самом третьем Риме, в котором Юрий Григорович долго был первым человеком, а затем перебрался в Краснодар, чтобы быть первым хотя бы там, в Петербург и привозят краснодарский балет. Пытающийся сымитировать стиль Большого в конце 60-х 70-х. Взгляните. Впечатлитесь. Вздохните с облегчением: четвертому не бывать.