Под белым крестом | Театр | Time Out

Под белым крестом

Анна Петрова   8 августа 2006
2 мин
Под белым крестом
В небольшой Мальтийской капелле орган звучит, как в огромном соборе.

Мальтийская капелла — хорошо спрятанная драгоценность, недоступная праздным прохожим. Построенная Джакомо Кваренги для Мальтийского ордена, резиденция которого в 1798 -1817 годах размещалась в Воронцовском дворце на Садовой, она в советское время оказалась на территории Суворовского училища — объекта режимного, пропускного, и была превращена в клуб.

Трон с белым восьмиконечным крестом вывезли в Эрмитаж, заалтарный образ Иоанна Крестителя — в Русский музей, орган — в Малый театр оперы и балета. Католические службы сменились политинформациями и дискотеками. Клуб и сейчас никуда не делся, но с недавних пор к Мальтийской капелле возвращается "историческая память" — ее отреставрировали, начали проводить концерты и экскурсии.

В 2004 году орган, 50 лет лежавший мертвым грузом в ложах оперного театра, силами энтузиастов — органистов Юрия Семенова и Михаила Мищенко — был отправлен на реставрацию в Эстонию, к мастеру Хардо Крийза. В прошлом ноябре его установили, в январе торжественно открыли, с июля начали проводить регулярные концерты. Орган небольшой — два мануала с педалью, 15 регистров, но, что ценно, — он был построен в расчете именно на акустику этого зала и сохранил без позднейших добавлений оригинальный "голос" 1909 года, чем не могут похвастаться значительно реконструированные органы Капеллы и Большого зала филармонии. Они тоже были изготовлены знаменитой органной фирмой Walker, но оба перенесены из других залов. Капелльский — из Голландской церкви, филармонический — из родильной клиники Отта на Васильевском (по мнению прогрессивного акушера, органная музыка была чрезвычайно полезна будущим матерям).

Под сводами Мальтийской капеллы — одного из лучших творений Кваренги, кстати, также мальтийского рыцаря, теплые и сочные тембры "мальтийского" Валькера слушать особенно приятно.