Речи о былом
Les Basses Reunis
Музыка барокко строилась по риторическим законам. Николаус Арнонкур, дирижер и исследователь ранней музыки, написал книгу, заглавие которой стало нарицательным "Музыка как речь". Виолончелист Брюно Коксе заходит дальше всех в стремлении играть как говоришь. Музыканты во главе с ним словно задались целью овеществить метафору музыкальной речи. Они стараются так артикулировать на инструментах, чтобы возникало что-то вроде гласных и согласных звуков и чтобы они складывались в речь. Все это сопровождается особыми техниками дыхания. В игре самого Коксе есть мощь и гибкость поставленного актерского голоса и полная убедительность любых исполнительских идей, в том числе самых радикальных. Особое обаяние этой радикальности заключается в том, что Коксе имеет дело с игранной-переигранной музыкой. Коксе и его ансамбль басовых струнных Les Basses Reunis ("Объединение басов") будут играть сонаты Доменико Габриели, Вивальди, Барьера, Джеминиани, ричеркары Фрескобальди. Эти произведения знают некоторые меломаны, многие музыканты и почти все виолончелисты, но чем лучше знаешь, тем больше удовольствия от того, что вытворяет Коксе.
Micrologus
Ансамбль Micrologus работает примерно с тем же материалом, в том же русле и на том же уровне, что и потрясший всех на предыдущем Earlymusic-фестивале ансамбль Mala Punica. Это тоже классика жанра. Музыканты идут в архивы, ищут свидетельства о тогдашних практиках, иконографию, изучают множество вариантов произведений, современную им литературу и поэзию. Micrologus существует с 1984 года и с тех пор назаписывал множество дисков. Тут и неаполитанские вилланеллы, арии и морески, и произведения Франческо Ландини, и кастильские Cantigas de Santa Maria, и Libre Vermel из Монтсеррата, и знаменитая "Игра о Робене и Марион" Адама де ла Аля. Ансамбль играет составом в 5 10 человек, каждый из которых, как и было принято в XII XIV веках, не только владеет двумя-тремя инструментами, но и поет. К нам едут пятеро: Патриция Бови (голос, готическая арфа, средневековая труба), Гоффредо дельи Эпости (двойная флейта, волынки), Габриэле Руссо (виола, ребек, средневековая труба), Габриэле Миракле (тамбурин, кастаньеты), Симоне Сорини (голос, лютня, цимбалы). Программа называется "Баллады, мадригалыи танцы в эпоху Бокаччо" и включает музыку, которую, видимо, слушал автор "Декамерона".
Паоло Пандольфо
Знаменитый гамбист Паоло Пандольфо, ученик Жорди Саваля, сыграет лаконичный и выразительный концерт. Он написал пьесу-посвящение соседям по программе; сочинение музыки огромная редкость среди исполнителей, а Пандольфо дополнительно интригует заявлениями типа "изучение и исполнение старинной музыки в конечном итоге имеет смысл, только если помогает нам идти вперед". Мало кто среди деятелей early music отваживается на такие тезисы; как правило, ограничиваются "поиском корней". Корни Пандольфо тоже ищет, и очень удачно. Его программа составлена из пьес Сен-Коломба (смутный образ этого классика музыки для гамбы можно увидеть в фильме "Все утра мира") и Карла Фридриха Абеля, пропагандиста Баха, проложившего мостик от него к раннему классицизму или, скорее, мостик назад к Баху. Между Сен-Коломбом и Абелем высится сам Бах в виде Шестой виолончельной сюиты. Для виолы ее приспособил Пандольфо. Вот его комментарий: "Виолончельные сюиты Баха островок музыки для виолы среди виолончельного репертуара. Бах превосходно знал язык виолы и передал этот бесценный словарь виолончели, которая до того времени была в основном ансамблевым инструментом (в отличие от сольной виолы). Написав "старую музыку" для "нового инструмента", Бах проделал гениальный маневр, обеспечив шести сюитам надежное место в истории музыки. Какая участь постигла бы их, напиши их Бах для виолы? Возможно, забвение вплоть до наших дней".