Пароль: ДД
Судя по пресс-релизам, название вашего фестиваля меняется?
Сначала я хотел назвать его "Музыка вместо сумбура", потом "Послесловие к полному собранию сочинений", были варианты "Шостакович. Камерное приношение" или "Избранная коллекция камерной музыки". В итоге я позвонил Десятникову, прочитал ему список и он ответил: "Твой фестиваль называется "Дмитрий Шостакович. Избранное". И его вариант действительно лучший избранная коллекция произведений, и люди тоже избранные.
У вас из проекта в проект переходят одни и те же исполнители, есть некая узнаваемая гориболевская команда. А есть ли к вам доступ новых артистов?
Конечно. На днях мне порекомендовали нового виолончелиста, ученика Анатолия Никитина. Я очень рад, что будет свежий музыкант.
Вас не отпугивает пафос Шостаковича?
Нисколько! Вы говорите "пафос", а я слышу в этой музыке колоссальное сопротивление, потрясающий подъем духа. У Шостаковича фантастическая способность иносказательно, осколками фраз, сплетениями мелодических линий рассказывать о конкретных вещах; можно называть это политической ангажированностью, а можно сверхдраматургией. Важно, что Шостаковича играет молодое поколение в фестивале участвуют или мои ровесники, или музыканты гораздо младше меня им всем эта музыка интересна. И никто из них не спросил меня о гонораре, никто!
Меняется ли ваше отношение к Шостаковичу? И с чего он для вас начался?
Лет в девять я спел соло в песне "Родина слышит" в хоре Московской капеллы мальчиков, где я учился, а в двенадцать сыграл (по-моему, неплохо) несколько фортепианных прелюдий. Раньше на меня давили классические интерпретации Мравинского, Рихтера, самого Шостаковича. Сейчас я обо всем этом забыл. У меня был перерыв в общении с музыкой ДД, довольно большой. И потом я как-то иначе все услышал.
Вы сказали ДД. Это звучит, как определенный пароль…
В Ленинграде того времени было два человека, которых до сих пор зовут по имени Дмитрий Дмитриевич и Евгений Александрович (Мравинский. Прим. ред.), и все понимают, о ком речь.
Ваш фестиваль монографический. Не было желания смешать Шостаковича с другими авторами?
Было, но воплотилось в одной лишь программе. 7 ноября прозвучат "Русская тетрадь" Валерия Гаврилина и "Из еврейской народной поэзии" Шостаковича.
Вы любите устраивать концерты с сюрпризами, fashion-концерты. Из Шостаковича можно сделать fashion?
У меня в Костомукше в этом году на фестивале была два автора Моцарт и Шостакович. С Моцартом все обстояло хорошо, а Шостаковича просили дозировать. Я ответил, что исполним все, что наметили, и вы еще скажете "спасибо". Так и вышло не представляете, как принимали слушатели Квинтет или "Раек".
Они что, в первый раз эту музыку слышали?
Да они все там в первый раз слышали и Квинтет, и "Реквием" Моцарта вживую. Так вот, я надеюсь, что аудитория моих fashion-концертов придет и на этот фестиваль, и Шостакович будет актуальным автором. Я помню фотографию 60-х годов: переполненный второй амфитеатр Большого зала Московской консерватории, масса людей слушает симфонию Шостаковича. И из каждого слушателя можно лепить скульптуру "Слух" или "Оцепенение". Был жадный интерес к этой музыке.
Ну, вдруг есть еще кто-то, не знающий ни ноты из Шостаковича. Вы бы с чего ему предложили начать? С какой-нибудь симфонии?
Нет, с финала Трио. Там такие первые восемь тактов цепляют любого. Мы как-то репетировали с Владиславом Песиным в галерее Anna Nova. Посетители бродили, смотрели картины, потом стали прислушиваться, а потом все остановились. Даже охранники подошли и рты раскрыли.
Шостаковича много играют и много записывают. А есть записи, которые "греют" лично вас?
Я бы даже не о записях говорил, а о впечатлениях от концертов. Я помню Пятую симфонию с Мравинским, Квинтет в исполнении Рихтера и Квартет имени Бородина его я слушал много раз, у меня была возможность ездить за ними по музыкальным школам, когда они обкатывали программу. Альтовая соната в исполнении Башмета, тогда еще аспиранта Консерватории, и Рихтера феноменально, до сих пор помню. Недавно Башмет сыграл ее уже в оркестровой версии с оркестром "Кремерата Балтика", и тоже замечательно. Вишневская производила большое впечатление в фильме "Катерина Измайлова". Еще из детских воспоминаний Ростропович играет Второй виолончельный концерт. Очень здорово.
Время от времени у нас начинают сокрушаться, что нет памятника Шостаковичу. Он вам нужен?
Поскольку я сейчас живу в Репино, в коттедже, где жил Дмитрий Дмитриевич, то памятник вижу каждый день такой огромный бюст. И он так одиноко и почти иронично существует… Я не могу представить, какой может быть памятник Шостаковичу. Очки?
Вы чувствуете, что год юбилейный? Что-то прочитали новое, толковое?
Много прочитал. У меня великий консультант профессор Людмила Ковнацкая, она столько советов дала, подарила только что вышедшие "Письма к Соллертинскому", юбилейный альбом. Ирина Антоновна (Вдова композитора. Прим. ред.) разрешила сканировать оттуда фотографии для буклета и для видеоарта. Я ей очень благодарен.
Фестиваль завершает "Шостакович-гала"…
Вот это почти fashion-концерт. Там будет все и песни фронтовых бригад, и сверхпопулярная "Песня о встречном", и песни Шута из музыки к спектаклю "Король Лир", и романс из кинофильма "Овод"; "Раек" с Петром Мигуновым, финал Трио, где на последних аккордах… не буду говорить, что произойдет. То есть планируется концерт-перформанс, где Шостакович, "обращенный к народу", и его серьезные вещи будут переплетены. Я хочу, чтобы участвовали все и играли до утра.