Фестиваль шведской фотографии
В программе Дней шведской культуры в Санкт-Петербурге Swedkult три фотовыставки. Недавний проект "Стокгольм Петербург: два портрета в одной раме" показал, как много общего у нас с ближайшими соседями речь не только про туман, снег и бесконечную воду, но про привычки, настроения, выражения лиц и гранитных физиономий городов. В Петербурге не очень принято подчеркивать свою "северность", а в Скандинавии это один из главных пунктов идентичности.
Самый известный из авторов Ханс Хаммаршёлд, в 50-е бывший одним из главных шведских фотографов, поставщиком имиджей для журнала Vogue, внес большой вклад в построение этой самой идентичности. Сегодня Хаммаршёлду 75, он продолжает снимать, но переключился в спокойный импрессионистический режим как раз про туманы.
Современнее и живее его молодые соотечественники Томас Вогстрём и Лиза Селин. Первый снимает многозначительные серии с суровыми мужчинами, похожие на кадры из фильмов 60-х годов. Эстетика Лизы Селин ближе к клиповой, ее картинки динамичнее и хитрее устроены, она не силится сказать сразу о многом в одной карточке, но говорит, не желая того. Али Булала культовый персонаж скейтерской тусовки. Но, глядя на фотографии, можно сказать о нем только, что это человек, живущий в непрерывном дурмане любимого настроения.
Селин исследует галактики субкультурных миров, ныряя в них с головой, как делали самые отчаянные антропологи XIX века с традиционными культурами. А Вогстрём смотрит на других глазами белого человека немножко с завистью, отстраненно, иногда кажется, что чуть брезгливо. Серия "Боксеры" обходится без изображения драки, скорее это психологические портреты особой касты людей. "Внутренняя сторона решимости", которую Вогстрём снимал на занятиях шведского спецназа, посвящена "священной серьезности" военных. А "Момент зеро" пограничным состояниям души.
Если главными проблемами и концептами для Вогстрёма, по его же собственному определению, становятся уязвимость, одержимость и страх, то для Лизы Селин это скорость и свобода. Оно и понятно колесить по миру вслед за скейтбордерами в поисках скейтерского бога по имени Жизнерадостный Сквернословкуда веселее, чем подглядывать за уроками спецназа.