Выгодные ставки
В конце октября в трех спектаклях Мариинского выступит молодой, но дельный Михаил Лобухин: 22 октября в "Блудном сыне", 25-го в "Дон Кихоте" с уверенной Олесей Новиковой, а 29-го он Джеймс в "Сильфиде".
Балет замечательное место для заключения пари. Самые простые ставки можно делать на то, будет N танцевать тогда-то или нет. В Мариинском театре с его тотальной непредсказуемостью это вид неподкупной рулетки. Еще интереснее ставить на будущее: что из нее (него) получится. В искусстве бывают разные многообещающие таланты, но почти во всех областях надо долго ждать, чтобы они проявились, иногда практически всю жизнь: некоторые музыканты к старости намного лучше, чем в юности; архитекторы вообще до сорока пяти только по бумаге бродят. А в балете век короток, года через три-четыре после выпуска все ясно: получится что-то взлетное или нет.
Быстроте сбывания (или несбывания) прогноза помогает и гастрольный график. Вот, к примеру, сейчас, практически на два месяца, самые звездные силы и лучший строй кордебалета отправились показывать эталонное "Лебединое" и советски-хрестоматийных "Ромео и Джульетту" в Америку, Канаду, а потом еще в Японию и на Тайвань. Сезон только начался, а уже все уехали, но труппа большая, кому танцевать найдется.
Лобухин вернется к своим трем спектаклям буквально с корабля на бал. Он совсем молодой парень, но танцовщик качественный, а вдобавок еще и универсальный. Танцует все от "Сильфиды" до Форсайта и даже, к сожалению, Гелбера (главная партия в последней нулевой премьере "Золотом веке"). Ему всего 22 года. Выпускник Вагановского училища, уже на выпуске смотрелся интересно. Но по-настоящему обратил на себя внимание в Форсайте, в Steptext с Дианой Вишневой. В первой форсайтовской обойме марта 2004 года самым поразительным было то, как быстро Вишнева достигла максимума интенсивности в набивании витальным смыслом форсайтовских абстракций. Сжатые, разжатые жесты, схемы условных знаков, движение и срывы Steptext за всем бился постоянный пульс, возникало ощущение, что за этим есть физическое содержание. И единственным партнером, способным удержать эту полноту мышечной пульсации, был именно Лобухин. Он тоже словно бы понимал, отчего тело идет по разным траекториям, сгибается или выстреливает.
Дальше был "Блудный сын" самый патетический, даже пафосный балет Баланчина, ранний, в декорациях Жоржа Руо. Лобухин историю рассказывал честно, без пошлости и банальностей, оттого все шло простыми, но своими словами. Прямая речь, и без запинок. Потом стало ясно, что и классику он может танцевать. У него есть и крепкая техника, и содержание, при этом мужское, что для балета редкость. Речь идет именно о надежной силе чувствующего партнера. При этом по типу Лобухин крайне далек от идеального благородного танцовщика, честнее сказать, что внешне он простоват: нет элегантных аполлонических пропорций, удлиненностей, но есть основа. Главная неожиданность в том, что это работает. Совсем недавно он танцевал с Ульяной Лопаткиной Ballet Imperial. Это было кардинальным сюрпризом к числу минимально возможных партнеров Божественной его не относил никто. Но получился едва ли не лучший из возможных союз. Точнейшие соло, надежные дуэты, ясные линии и что запомнилось чувство в мыслях тела. А ведь тело мыслит силуэтами, позами, нюансами линий, все это было, было даже больше. Не надмирная божественная грация и не юношеское баловство, а крепкая рука и понимание счастья мгновения. Его нельзя назвать мальчишкой, хотя по возрасту он близок, в нем много взрослого, но без банальностей и клише, а что может быть интереснее? Он уже много может и, кажется, это еще не все. Год назад я на него не поставил, и проиграл: в балет надо чаще ходить.