Спартак и лебеди
Уже четвертый год подряд главным летним балетным развлечением становятся гастроли Краснодарского театра балета Юрия Григоровича. Против прошлогодних шести кубанская труппа привезет на этот раз всего два балета, зато каких!
Юрий Григорович в этом году отметил свое 80-летие, а в следующем его «Спартаку» стукнет сорок. В 1968-м это был вызов: совсем недавно молодой балет-мейстер Григорович сам танцевал в «Спартаке» Леонида Якобсона партию (правда, не главную) одного из гладиаторов. К сожалению, по той постановке, которая сохранилась в репертуаре якобсоновских «Хореографических миниатюр», сегодня сложно судить, кому из великих хореографов ХХ века лучше удалось передать драматургию сочинения Арама Хачатуряна.
«Спартак» Григоровича — живой спектакль, полный динамики и страстей. «Спартак» Якобсона — музейный экспонат: возможно, он таким и был изначально — ожившие фрески Римской империи. Очевидно одно: сделав ставку на «Спартака», которого в свое время называли «визитной карточкой Большого театра» и возили на все гастроли, краснодарская труппа не прогадала, — посмотреть легендарный балет легендарного мастера всегда найдутся охотники, к тому же здесь он не идет. Зато идет в Римской опере. Но в Краснодаре — аутентичнее, все-таки спектакли проходят под авторским надзором и с незабываемыми декорациями Симона Вирсаладзе.
С «Лебединым озером» — другая история, почти детективная. В Большом театре в последние десятилетия самый знаменитый из русских балетов шел в двух вариантах — Григоровича и Владимира Васильева. Причем когда главным балетмейстером был Григорович, танцевали его «Лебединое» — про Злого гения. Когда же на его место пришел Васильев, случилась обычная революция: постановку Григоровича отправили на переплавку, а Васильев выпустил свою версию — про загадочную русскую душу. Впрочем, в 2001-м история повторилась с точностью до наоборот: постановку Васильева вычеркнули из репертуара, а «Лебединое» Григоровича снова воцарилось на главной сцене страны. Но к тому времени мэтр уже обзавелся собственным театром на Кубани и к Большому охладел. Так что краснодарская постановка и тут вне конкуренции.
Именно здесь в лучшем виде сохраняется большой стиль советского балета, ностальгия по которому так сладка. Дополнительную привлекательность спектаклю придает то, что в главной партии Одетты-Одиллии бессменно солирует Анастасия Волочкова — несостоявшийся балетный диссидент новейшего времени. Григорович приютил у себя знаменитую изгнанницу, имя которой заставило заговорить о кубанском театре даже людей, предпочитающих новостям культуры светскую хронику.