Фестиваль “Современное искусство в традиционном музее”
Открывать современные арт-проекты в пожилых музейных экспозициях Институт ПРО АРТЕ начал семь лет назад. Эмблема была придумана очень удачно: тарушка-смотритель- ница — символ консерватизма и музейной скуки, которые художники должны победить, разбудив запылившихся муз.
Авторы проектов, которые участвуют в грантовом конкурсе, принимают одно важное условие. Музей не может использоваться просто как выставочная площадка. Проект обязательно должен быть связан с экспозицией: желательно — по смыслу или хотя бы визуально. Творческие удачи, когда удается полностью изменить атмосферу «традиционного» музея, случаются, конечно, редко. В идеале проект должен быть понятен и тем самым бабушкам.
Отношения музея и художника строятся по-разному. Мудрые менеджеры ПРО АРТЕ предусмотрели наличие консерватизма не только в экспозиции, но и в головах музейного начальства. В этом случае музей можно заинтересовать только материально — часть гранта он получает на собственные нужды. Бывает и по-другому: музейные сотрудники так увлекаются и вдохновляются, что становятся почти соавторами проекта.
Так получилось в этом году в Пулковской обсерватории. Романтические декорации старого парка и интереснейшая судьба самого научного «городка» вдохновили сразу нескольких именитых художников — Елену Губанову, Ивана Говоркова, Людмилу Белову, Петра Белого,Сергея Бугаева-Африку. Астрономические термины отлично подходят для названий художественных проектов. Объясняется этот эффект просто: и в той и в другой области главное — это наблюдение. Елена Губанова назвала свою работу «Красное смещение». А Петр Белый использовал словосочетание «Небесная механика». Строгое название одного из разделов астрономии вызывает в сознании образ каких-то средневековых скрипучих механизмов, управляющих небом. Проект Белого в подвижном куполе старого телескопа иллюстрирует эти ассоциации. Художник использует свет, похожий на театральный, чтобы выявить скелет купола, и сваливает горами перегоревшие лампочки — звезды, которые «кто-то зажигает».
В административном корпусе обсерватории бытует легенда о призраке академика Струве, который является в халате и с сигарой обозреть свою вотчину. Людмила Белова анимирует там 50-е годы — золотой век обсерватории, «научного рая». Изпод уютного абажура на круглый стол проецируется видео. Четыре пары рук разбирают архивные фотографии. Призраки «занимают» пустые кресла вокруг стола. Саундтрек смикширован из голосов местных обитателей и музыки тех лет.
Глюкля и Цапля («Фабрика найденных одежд») придумали аудиоэкскурсию для Музея Достоевского. Получив наушники и карту маршрута, посетители могут побродить по окрестностям под смоделированный «голос бомжа». К Достоевскому это имеет непосредственное отношение: он дал слово «маленькому человеку». Звуковой ряд основан на интервью, взятых у бомжей. В этой «радиопьесе» голоса актеров, читающих Достоевского, перемешиваются со звуками улицы.
Маша Ша — выпускница курсов медиаарта Института ПРО АРТЕ — уже успела поучаствовать в разных проектах и даже получить спецпремию дебютанта от «Инновации». Сюжет ее видеоинсталляции «738492» в Музее космонавтики и ракетной техники — футуристический: планеты Земля уже нет, но в некоем архиве найдены воспоминания ее бывшего обитателя.
За шесть лет фестиваль Института ПРО АРТЕ обогатил 45 музеев. Сразить скуку удается почти всегда, по крайней мере на первые два дня, когда между площадками курсируют бесплатные автобусы.