Фестиваль “Арт Анфас. Наполеон – 12”
Актуальные художники решили отвлечься от актуальных проблем и оттянуться на исторической ниве. Тем более и повод есть: юбилей Отечественной войны 1812 года. Фестиваль посвящен Наполеону: императору, полководцу, коньяку и торту.
Родившийся в семье обедневших дворян в глухой провинции, на острове Корсика, он стал императором Франции. Плюгавый, блеклый, невысокий – стал мечтой всех дам Европы, восторженных фанаток у него не убыло и после смерти. Начинавший младшим лейтенантом, стал одним из виднейших полководцев в истории Европы, пришел к власти, создал империю, а потом за блистательным взлетом последовало сокрушительное падение и смерть в изгнании на далеком острове… В общем, история более чем романтическая, и Наполеон уже не как человек, но как символ может заворожить кого угодно.
Выставки «про Наполеона» не сводятся к портретам «корсиканского чудовища» – тогда в них не было бы ничего интересного. Во-первых, художникам интересен тот исторический узел, что завязался вокруг этой фигуры: тут и Кутузов, и Багратион, и Мюрат, и Жозефина. Во-вторых, Наполеон и его эпоха как эстетический миф. Что-то есть в нем настолько притягательное, что заставило главных питерских художников Александра Дашевского и Стаса Багса, Ирину Дрозд и Керима Рагимова, Ольгу Тобрелутс и Владимира Кустова высказаться по поводу его императорского величества. И это может быть абстрактная живопись, а может – объект из светящихся труб, в котором только наметанный глаз различит сходство со знаменитой треуголкой – но, так или иначе, что-то в этом почти двести лет как умершем парне есть.