АПозиция-9
Организатор форума и творческого союза, фактически, своего имени, композитор и энтузиаст экспериментальной музыки Алексей Плюснин хорошо очертил круг тех, для кого и при чьем участии «АПозиция» проводится уже девятый раз — аутсайдеры, непризнанные гении, забытые титаны. Хотя, лукавит немного: все же, люди, вроде отца академического минимализма Терри Райли или гитариста-антивиртуоза Кита Роу из весомого проекта AMM, у которого сам Плюснин перенял манеру зажимать струны прищепками-«крокодилами», котируются необычайно высоко, и привезти их в Петербург — задача для благородного просветителя. Но первейшим делом «АПозиции» становится даже не просто выставка достижений авангардной мысли в различных областях музыки, но создание здесь, на местной сцене, «первичного бульона», в котором зародилась бы новая жизнь, новые проекты, способные создать нечто дотоле неслыханное — не в этом ли суть и смысл авангарда вообще?
Ради этого, скажем, в этот раз схлестнутся в совместном музицировании молодой американец Крис Корсано, аккомпанировавший на барабанах Бьорк и половине Sonic Youth, и ню-джазовый саксофонист Сабир Матин. А сам художественный руководитель форума объединит усилия с гитаристом Брайаном Годдингом, который с середины 1960-х переиграл в массе весомых психодел- и прогрессив-коллективов. Финальным аккордом этого начинания станет джем сводного оркестра «Апозиция», где участники форума поимпровизируют на тему гимна французского сопротивления, «Песни партизан» — выбор темы, очевидно, должен символизировать иконоборческий посыл музыкантов-подвижников.
В импортной части программы, под которую отведена сцена Дома Молодежи «Рекорд», будет царить жанровое разнообразие, причем, не только музыкального толка. Например, американец Джейсон Марц, некогда чудивший в группе короля фрик-рока Фрэнка Заппы и сыгравший на паре классических альбомов Майкла Джексона, нарисует портреты пассажиров петербургского метро в своей наивной манере — это помимо выступления с проектом в духе синтезаторного минимализма. Картины он потом выставит в галерее Малого Манежа. Американский электронный музыкант Крейг Леон, среди прочего продюсировавший записи Blondie, The Ramones, Suicide, The Fall и Front 242 и поигравший с Артуром Брауном, исполнит свою классическую вещь Nommos, волшебное синтетическое путешествие к глубинам подсознания. За шумовую составляющую форума ответит половинка дуэта Pan Sonic, а так же былой коллаборант Merzbow и Барри Адамсона, Мика Вайнио, имеющий, кроме прочего, склонность и к минимал-техно. Этнику представят исполнитель на традиционной африканской лютне колобо Кинг Аисоба (его записи в родной Гане имеют тот же уровень популярности, что у нас — работы Пелагеи) и американский перкуссионист Фамуду Дон Мойе, который, помимо, собственно, выступления даст мастер-класс игры на африканских барабанах детям с ограниченными возможностями. А за фриджазовый сегмент будет в ответе Карлос Альвес, основоположник португальской импровизационной музыки, чья атональная скрипка наводила экспрессии в совместных выступлениях с Недом Ротенбергом, Барре Филлипсом, Джорджем Льюисом и многими другими мастерами джазовой и импровизационной музыки.
Малый Манеж будет в те же дни отдан на откуп российским экспериментаторам от звука — и тут тоже ждет масса интересного. Скажем, оккультисты Goth Pussies играют джазовые стандарты в сатанинской манере — задом-наперед. Московский художник Vtol будет доводить полупроводниковые приборы, на которых спаяны его инструменты, до стадии жесткого перегрева, чтобы исторгнуть из них непредсказуемые шумы. Всех артистов перечислять — места не хватит, но можно ручаться, что каждое выступление вызовет если не наслаждение гармонией (этого ждать, как раз, не приходится), то изумление — а там и желание сделать что-то свое, нестандартное, в рамки не лезущее, а потому уникальное.
Алексей Плюснин, художественный руководитель форума: «Важность форума для нашего города примерно такова, как важность теоретической физики. Спросишь на улице – никто не в курсе, а институт Иоффе есть. Экспериментальная сцена в городе весьма активна, но толку от этого мало. На мой взгляд, достойным результатом могло бы стать появление значимых художественных проектов, самобытных талантов, но пока с этим туго».