XIII Международный фестиваль “Музыка Большого Эрмитажа”
Непривычно, но в этом году фестиваль пройдет без Андрея Кондакова, частого участника и отчасти куратора джазовой программы – маэстро никогда прежде не упускал шанса поджемить с кем-либо из приглашенных звезд, будь то Билл Бруфорд или Пол Болленбек. Его отсутствие лишит фестиваль момента непредсказуемости, в программе ставка сделана не на импровизаторов, а на прилежных интерпретаторов.
Манера Тине Хельсет лишена бопового буйства, но даже будучи накрепко привязанной к нотному стану мелодия ее трубы звучит настолько полнокровно, чисто и нюансированно, что каждую ноту воспринимаешь как теплое прикосновение. Параллельно обучению в Академии музыки в Осло еще подростком Тине объездила с гастролями родную Норвегию и посетила Китай, а после ее интерпретации Гайдна и Альбинони звучали в сопровождении Wiener Symphoniker и Ливерпульского королевского филармонического оркестра. Сейчас на волне этих успешных активностей у двадцатипятилетней солистки контракт с EMI и место в пуле «суперзвезд завтрашнего дня» по версии BBC Music Magazine. К нам Тине везет, однако, свой ансамбль The Tine Thing Helseth Quintet, репертуар которого ограничивается только персональными предпочтениями участников – то есть играют они и танго Пьяццоллы, и песни Курта Вайля, и кабареточные мотивы, и ирландский фолк.
У Марии Жоао сильнейшее реноме как в родной Португалии, так и во всем мире – ее то по-детски звонкий, то эротично щебечущий вокал не раз звучал в компании видных деятелей джазовой и этносцены, от Бобби Макферрина до Трилока Гурту. В юности Мария о музыке и не помышляла, ее больше заботило, как отбиться от школьных обидчиков, но, овладев айкидо на уровне черного пояса, она все же согласилась принять приглашение друзей из джазового ансамбля и запела. Причем сразу отказалась существовать исключительно в одной музыкальной парадигме – помимо обязательных джазовых стандартов в ее программах находится место песням Бьорк и Леннона – Маккартни. Вместе с певицей на фестивалях в Монтре, в Сан-Себастьяне – и теперь на эрмитажном фестивале – выступает ее постоянный партнер, пианист Марио Лажинья, чьи корни лежат в академическом музицировании: в первых своих записях он интерпретировал Мориса Равеля и Аарона Копленда.
Еще один классический музыкант, взявший джазовый курс, выступит в завершающий день фестиваля – это один из самых заметных пианистов и композиторов Голландии, выпускник Гаагской консерватории Волферт Бредероде. В его ансамбле Wolfert Brederode Quartet царит интернационал – норвежский басист Матс Эйлертсен, немецкий композитор и кларнетист-виртуоз Клаус Гезинг и номинант премии BMW Jazz Award 2013 барабанщик из Германии Самуэль Рорер. В двух альбомах квартета, изданных на джазовом лейбле ECM Music, присутствуют в основном авторские вещи Бредероде, где баланс между внятными мелодическими ходами и авангардной атональностью порой чрезвычайно хрупок, – зато в них находится место и для коллективной импровизации, и для индивидуального блеска каждого вовлеченного.