«Ну вот, Джим, опять комедию снял»
Одинокому волку американского инди-кинематографа Джиму Джармушу – 61 год. После серии самодельных лент он занял нишу автора со своей интонацией и чувством времени, которому по плечу разные жанры – от вестерна, как в «Мертвеце», до ромкома «Сломанные цветы». Любой фильм он наделяет фирменными чертами – интеллектуальной иронией и сантиментами, от которых сосет под ложечкой. В новом фильме режиссера «Выживут только любовники» Тильда Суинтон и Том Хиддлстон играют вампиров-столеток, приспосабливающихся к современной жизни.
Как вы разглядели в Тильде Суинтон вампира? Вы не забывайте, что вампиры не бесчувственные, безмозглые зомби, а существа тонкие. Тильда такая и есть, плюс она бледна, прекрасно сложена и изящно двигается. Когда я снимал ее проход по улицам Танжера, поймал себя на мысли, что она похожа на хищника.
Том Хиддлстон заменил выбывшего из проекта Майкла Фассбендера. Что утвердило вас в желании взять его на роль? Поначалу уход Майкла показался мне невосполнимой потерей, я очень его ценю. Но теперь мне думается, что в появлении Тома есть свой смысл. Майкл больше лирик, Том привнес интересную физику. А ведь, увидев его у Вуди Аллена в «Полночи в Париже», я поначалу решил, что это не мой парень. Но потом встретился с ним в Нью-Йорке – и он оказался таким высоким, изящным, физически элегантным. И умел поддержать беседу. На протяжении нескольких лет, каждый раз, как фильм готов был развалиться, Тильда звонила, чтобы сказать: «Ничего, значит, еще рано». Надо было подождать, пока все детали пазла найдутся – и Том, похоже, оказался такой деталью.
В фильме достаточно и вашего привычного юмора. Каждый раз, приступая к фильму, я думаю, какой он будет серьезный, морально выдержанный. А потом, по мере съемок, он становится все смешнее и смешнее. Пока в монтажной я не признаюсь сам себе: ну вот, Джим, опять комедию снял. Похоже, я не способен избавить свои фильмы от шуточек, даже если постараюсь.
А что заставило вас использовать в фильме музыку вашей же группы Squrl? Вообще хотел, чтобы музыка в фильме не умолкала. Бюджет был ограничен, а Squrl берут недорого. К тому же, в фильме музыкант Адам вошел в творческую фазу антивиртуозности, а мы как раз играем такой медленный, тягучий рок.
Легкое декадентство, характерное для фильмов с вампирами, – это из романтических соображений? В душе я вроде не романтик, но что-то такое нахожу в пейзажах индустриального запустения. Не зря в фильме фигурирует два города, Детройт и Танжер. Детройт – обезлюдевший призрак, Танжер диковато оживлен, их противопоставление помогает высветить персонажей.
Одна из блистательнейших фраз в фильме – у Адама: «Да мы ни черта не знаем про фунги!» А что, правда такие малоизученные грибы? Ха! Истинная правда! Я некоторое время назад слегка увлекся микологией. После того как раз в Нью-Йорке съел внушительную тарелку паппарделле с лесными грибами, а к полуночи у меня начали отказывать органы. Меня спешно отправили в больницу, и, если бы на час опоздали, мы бы тут с вами не разговаривали. Так что я потом многое вычитал и выяснил, насколько мы вообще мало знаем о грибах. Их ДНК ближе к животным, чем к растениям. У них замечена психоактивность, недаром многие верят, что грибы прилетели из космоса и воздействовали на земную эволюцию. Грибы – это единый, крупнейший на планете организм. Вообще, феноменальная штука грибы. Я бы тут долго мог на эту тему говорить, но боюсь вас задерживать.