Тина Кузнецова: “Бобби Макферрин просто влюбился в русский фольклор в процессе моего исполнения”
Участие в «Голосе» для вас – поворотный момент или просто еще один этап в вашей и без того богатой биографии? Участие в «Голосе», действительно, явилось для меня поворотным моментом и еще одним важным этапом в моей биографии. Это дало мне возможность обратиться к огромной аудитории, показать себя, дать возможность услышать меня. Это потрясающе: Первый канал, проект «Голос», куда, я, кстати, очень не хотела идти. Были свои определенные страхи, волнения. Но я думаю, они были у всех, кто пошел на второй конкурс.
Совершила ли ваша популярность качественный скачок после этого? Да, был скачок. Особенно благодаря моей песни «Ваня». Единственная авторская песня участника, которую позволили исполнить в проекте «Голос».
Каковы ваши ожидания теперь? Много работы, большие концертные залы, новые песни, клипы. Я хочу петь и петь и жду всех-всех, кому могу быть интересна. Планов у меня много. В дальнейшем буду делать большие шоу: и танцевальные, и с видео-инсталляциями, масштабные шоу на мировом уровне! Сейчас я только в начале пути.
У вас диплом джазовой вокалистки. Даже когда вы исполняете фолк, слышна характерная мелизматика. Что вы ответили бы покойному Сергею Курехину на его обобщение, мол, местный джазмен свингует как лось? Я соглашусь, что наш джазмен свингует как лось, но, конечно, далеко не каждый. У нас есть потрясающие музыканты и их не так мало, просто хорошо тогда, когда они собираются вместе, потому что стоит трем хорошим музыкантам попасть в не очень хорошую компанию, то качество всей музыки меняется. Я это замечала не раз, то есть я выхожу, например, на сцену какого-нибудь джазового сейшена, вижу не супер хорошую ритм-секцию, и ты понимаешь, что начинаешь тоже, как лось, топать копытом и совершать непонятные вещи. И вообще для себя я закрыла эту тему – появляться на джазовых сейшенах. Если это только не американцы. У них джаз в крови. Но повторюсь, что и у нас есть прекрасные музыканты, композиторы, такие как Андрей Кондаков, «Волковтрио», Александр Машин, Яков Окунь, Владимир Нестеренко. Есть очень хорошие музыканты, которые отучились в Беркли: Олег Остапчук, Андрей Красильников, Николай Моисеенко – много их, много. Но много чего и непонятного. Но это можно объяснить: у нас джаз – это очень элитарная прослойка людей, которые, действительно, любят и интересуются, могут по достоинству оценить. В этом я убедилась, когда пела песню с Кармэн Мокси. Осмелюсь это заметить, Кармэн Мокси вообще не из джаза, она роковая певица. И когда мы пели с ней, у Кармэн не было ни одной джазовой интонации, но тем не менее ее отметили, как лучшую в этом дуэте – только лишь по ее принадлежности к афроамериканским корням. Это меня искренне опечалило. Этим примером я поняла, что у нас не разбираются в музыке. Как обычно привозят джаз-див, которых никто и не знает, но если они афроамериканки и на них какие-то яркие шляпы и перья, то все города-провинции несутся на эти концерты, уверенные в том, что получат тот самый неповторимый американский джаз.
Вообще как вы относитесь к вестернизации местной музыки? И какие пути видите для российского фолка? Если говорить о фольклоре, я вижу подход крайне-крайне серьезный, осмысленный, и делать все это на уровне – понимать ответственность, что ты делаешь своими руками, голосом и своей интерпретацией. Несешь ли ты, действительно, культуру, исполняя фольклор. Здесь нужно очень тонкое чутье. Делать нужно все, повторюсь, ответственно – как бы ты воспитывал свое потомство. У нас в стране нет мощного продакшна, но есть прекрасные группы: Tesla Boy, Therr Maitz, Pompeya, модные ребята, которые делают все респектабельно. Но дело в том, что вот например, когда Англия или Америка – это совершенно другие планеты, там эта культура витает в воздухе, ею пропитано все: и фильмы, и заголовки журналов, вывески магазинов. То есть, там все основано на высокой культуре стиля. Ведь у нас, когда проезжаешь по городам, то видишь жуткие шрифты, наляпанные друг на друга: кухни, на которых Жерар Депардье изображен с розой, тут же «Мир унитазов» и интим-магазин, и аптека. И все это написано корявым дежурным шрифтом. Такого балагана, конечно, не встретишь в Европе. Мне кажется этим объяснимо многое.
Как вам запомнилось выступление вашего предыдущего фолк-проекта Zventa Sventana на Масленице в Лондоне? Запомнилось, как одно из самых ярких! Лондон – один из моих любимых городов. Это была Трафальгарская площадь, роскошное место, очень много народа. Для меня является большой честью представлять русскую культуру, где бы то ни было. Там поистине
ценят что-то новое, неизведанное. Я помню, что Бобби Макферрин просто влюбился в русский фольклор в процессе моего исполнения, исполнения Пелагеи. В Лондоне также отметили с большим уважением мой подход к музыке, мое исполнение. Я им показалась очень необычной, особенной и интересной. Выступала не только на масленице, но и в закрытых клубах, где собирается английская элита, членство по карточкам, только для своих.
Вам помогает делать песни супруг Юрий Усачев, которого мое поколение помнит по «Гостям из будущего». Как происходит работа над каждой конкретной вещью? У нас поделена работа на разные сегменты. То, чего не могу я, восполняет Юра со своим умением доводить продукт до конца, делать правильный продакшн. Я же придумываю саму идею, песню, тоже работаю над аранжировками, но до определенного этапа, до которого мне позволяют дойти мои «инженерные» возможности. Дальше это все передается в руки мастера. Над песней работаем вместе, но сквозь определенные этапы, то есть я что-то сделаю, приношу ему, а не так, что мы садимся… Потому что если мы пытаемся вместе все сделать, то сразу закрывается крышка инструмента и предлагается закончить с тем или иным произведением, так как мы оба любим отстаивать свои позиции, очень темпераменты и горячи. Это, наверное, потому что мы супруги.
Какой репертуар вы подготовили для сольника в «Космонавте»? Я подготовила какие-то разные свои произведения. Это такое некое путешествие по моим впечатлениям, по моим предпочтениям. Будет и цыганская народная песня, будет и немного джаза, будет, конечно же, фольклор, в основном в танцевальной аранжировке. Для меня сейчас это самое интересное направление – делать в
танцевальных, электронных ритмах, это ни на что не похоже, мы в этом уникальны.
Увидал тут ваше фото с пластинками Адель и Empire Of The Sun – а есть музыка, которая с вами всю жизнь? И вообще на чьих песнях вы росли? Со мной всю жизнь классическая музыка. Как сказал Рихтер, что слушать Баха нужно даже в гигиенических целях. Вот поэтому, когда мне хочется очистить свой мозг и сознание, я включаю Баха. Очень люблю средневековую музыку. Также я говорила о том, что люблю фольклор, самый-самый разный. Куда бы я и ни приезжала, всегда мы с Юрой находим аутентичную волну и с удовольствием впитываем, слушаем музыку той страны, в которую приехали – пакистанскую, арабскую, индийскую, румынскую, греческое песнопение – что-то совершенно необыкновенное. Кстати, мой муж, который занимается техно, альтернативной музыкой (у него недавно вышла пластинка), многое услышал для себя в румынском фольклоре. Каждый народ имеет свои корни, от них идет самая правильная музыка. Такая музыка становится индивидуальной, неповторимой. Еще я много слушала рок, сидела на нем в подростковом возрасте. И до сих пор я использую все, что в себя впитала.
Вы одеваетесь броско, стильно – есть какие-то правила, по которым вы подбираете гардероб? Какие фасоны предпочитаете? Перед «Голосом» мы встретились со Снежиной Куловой – давно были знакомы и вот все удачно сложилось, работаем вместе. Мы обсудили мой образ, что мы хотим и можем сообщить зрителям, и поняли, что мыслим в одном направлении. Все, что она мне советует, подбирает, мне очень нравится. В какой-то момент я ей полностью доверилась и ни разу об этом не пожалела. Она полностью отвечает за мой стиль, мейк, волосы. Ей помогает стилист Лена Ленц. Мне нравится красивая, удобная, качественная одежда. Она должна соответствовать ситуации: иногда уместно роскошное платье, иногда удобные джинсы, иногда пижама (смеется).
Как вы умудряетесь сочетать материнство с такой активной сценической деятельностью? Умудряюсь совмещать по возможности и не без помощи своих родителей, например. Также помогает няня. Иначе невозможно будет ездить по городам и концертировать. Вообще истинное призвание каждой женщины, великое счастье – это воспитание детей. Это очень тяжелая, сумасшедшая работа. Это ответственность перед государством (смеется), ответственность перед Всевышним, перед обществом. В общем, пытаюсь совмещать. Хотелось бы, конечно, уделять больше времени. Чем дальше, тем больше. ребенок растет. Хочет все больше и больше узнавать. Необходимо правильное воспитание, чтобы потом не поплатиться (смеется). Читаю об этом книги. Также вспоминаю воспитание моих родителей, за что им спасибо большое! Они уделяли нам очень много внимания – читали, объясняли, доносили правильно. Это очень важно – разговаривать с ребенком.