Афины: притягательная древность
В старые времена в этой пещере добывали мрамор, из которого и возвели Парфенон. Сейчас Пентели – местная «страшилка», иначе как «Врата конца» или «Врата Аида» греки это место не называют. Катакомбы тянутся на несколько километров, кроме того, под землей находится древнейший храм бога Пана, почитателя деревни, музыки и озорства.
В Афины едут прежде всего за возвышенным древним миром, главные роли в котором исполняют Зевс, Геракл, Дионис и другие деятельные боги и герои. Ответственный турист первым делом отправляется в Акрополь, парадно расположившийся на вершине холма. Колонны здесь хоть и древнего вида, но усталые и сонные, толпы туристов, поднимающих пыль и гвалт, сбивают с высоких мотивов, солнце печет так, что в голове остается одна лишь одна туманная мысль – вода и тень. После посещения комплекса Парфенона не покидает странное ощущение подлога: в школе вам рассказывают о великой культуре, а, добравшись до оригинала, вы видите лишь громаду камней. Остается одно – найти шишку под деревом, растущим в Акрополе, и взять ее с собой в Петербург.
Спустившись вниз, в город, стоит нырнуть в район Плака, состоящий сплошь из таверн, бистро, галерей и лавок на любой вкус. Ароматы пьянят, торговцы хватают вас за руки, рестораны притягивают своим южным уютом. Многие из них не отличаются опрятностью, но про это быстро забываешь, заговорив с хозяином, который, как правило, стоит у своего заведения и зазывает прохожих. Греки очень добродушны, всегда знают пару-тройку русских выражений и по-настоящему расположены к общению с нашими соотечественниками. В ресторанах нужно брать дзадзики: доподлинно известно, что эта прохладная закуска подходит на все случаи жизни. Йогурт со свежим огурцом и чесноком незаметно поглощается в огромном количестве с особенно вкусным греческим хлебом и овощами. Само собой, стоит отвесить реверанс в сторону греческого салата. Поверьте, он отличается от одноименного блюда в России: овощи сочные, сыр натуральный и насыщенный, а оливки и вовсе выглядят как произведение искусства. Одно из самых известных местных горячих блюд – мусака, то есть, говоря по-русски, запеканка из предварительно пожаренных слоев баклажанов, картофеля, фарша, соуса бешамель и сыра. Немного похожее на него блюдо – пастицио, этот «макаронный бутерброд» нужно брать мимоходом в уличной лавке, жуя на ходу. Так он кажется вкуснее в сто крат, и ты ощущаешь себя почти местным жителем, которым в отпуске стремится стать каждый турист.
Кстати, о местных жителях. В Афинах не покидает чувство тревоги: очень уж много людей, не занятых делом и провожающих вас подозрительными взглядами. Они кучкуются на тротуарах, в глазах ленца, на уме – неизвестно что. Кражи здесь распространены не меньше, чем в Париже. Есть районы, куда ходить просто нельзя, – их вам обозначит любой лавочник. В моем случае это был продавец сандалий ручной работы. Он махал руками, дул губы и зачеркивал крестами районы, куда я ни при каких обстоятельствах не должна заявляться. После такой заботы не могла удержаться от покупки его обуви. Добротные сандалии на плоской подошве (30 евро), с коричневыми тонкими ремешками, хитро переплетенными между собой, по стилю не уступают именитым итальянским брендам, а по настроению стоят в одном ряду с гладиаторскими сандалиями. На последние деньги стоит приобрести кожаную сумочку ручной работы и отправиться в район Монастираки. Бесконечные ряды лавок, где можно обнаружить все что угодно, от лака для волос до самолетного винта и пластмассового ведра. Здесь нужно искать колоритные греческие типажи: туристов мало, потому что слишком много китайских товаров. Вдохновляться речью, жестами и цветом. По выходным можно обогатиться нетривиальными сувенирами: на маленькой площади устраивают барахолку похлеще нашей «Уделки». Здесь статуэтки начала прошлого века, дверные ручки, цветные вазы, старые башмаки, джинны в бутылках и просто предметы неизвестного предназначения. Это и есть Афины: разнородные, тревожные, древние, но все равно парадоксально притягательные.
Восемь мест, которые стоит посетить в Афинах