Мы вышли из кино
10 сентября 2014
1 мин





Немому кино в нашей стране повезло с рекламой: шершавым языком киноплаката заговорило кипучее поколение конструктивистов, революционеров искусства.
Выходцы из УНОВИСа и ОБМОХУ, Антон Лавинский, братья Стенберг, Николай Прусаков, Михаил Векслер – как и их коллеги Лисицкий, Родченко – поверяли фотоколлажи супрематистской геометрией, играли с цветом и формой. Фильмы Эйзенштейна воспринимаются сейчас великой архаикой – в отличие от вполне себе контемпорари дизайна афиш «Стачки» или «Броненосца „Потемкин“». Выставка охватывает и дореволюционный лубок, и декадентствующий модерн, но эти выпученные глаза актрис, отыгрывающих удары судьбы, вызывают скорее улыбку.