«Разве могло получиться плохо, когда на тебя такая бабушка смотрит?»
Как сочинение альбома происходило?
На предыдущем альбоме «Ультиматум» пацаны в основном сочиняли, а тут, наоборот, я немного по-диктаторски подошел. Я в этот раз очень серьезно писал тексты. Непривычно серьезно. Альбом будет в стиле витчхаус-постпанк-шугейз. Очень мрачный. Это для меня не вопрос моды – я просто хочу соответствовать времени.
Помнится, на «Ультиматуме» ты пытался вытащить голос из блэкметалического варева, чтобы тексты слышно было.
Сейчас я не записывал голос, пока парни весь продакшен не сделают. Мне нравится, когда звук вкачивает неожиданно, я так делал на «Порномании». До сих пор помню это чувство, когда я услышал себя нормально в наушниках, приехав из Выборга на студию. Я укуренный еще был, пел – и чувствовал, что я такой Мик Джаггер. Я хотел это чувство вернуть и даже не слушал, что мы перед этим сделали. Такой подход верный. Вот «2084» был самым трагическим в плане вокала, я писал его два года – и слушать его теперь не могу. И поэтому я этот альбом тоже не хотел репетировать, чтобы меня на записи вокала торкнуло так же, как тех, кто услышит это в первый раз.
Где писали?
Сначала думали на «Добролете» работать, но там очень свой звук, а мы этого не хотели. От первых демо новых песен я был в шоке. Они звучали как ДДТ. Я же там писал по два-три аккорда блатных. Но парни это все исправили. Мы очень морочились с аранжировкой. Что, в принципе, нам свойственно, хоть и принято считать, что мы все «на раз-два-три» записываем. Конечно, это не так! И новый альбом мы записали в Доме композиторов, где Шостакович Ленинградскую симфонию писал, Прокофьев работал, Свиридов. Там акустика естественная, деревом все обшито, дубом, которому триста лет. Я когда одни барабаны услышал, уже <офигел>. Бабушка, которая там работает и Шопена потрясающе играет, нам экскурсию устроила. Сказала замечательную фразу: „Путь к победе лежит от одной неудачи к другой неудаче, с возрастающим энтузиазмом“. Разве могло получиться плохо, когда на тебя такая бабушка смотрит, чтобы ты не проотвечался?
А от протестных нот в текстах почему снова отошел?
Надоело клише это. Снова в политические нас записали после «Ультиматума». Хочется шаблон порвать. Похожая тема была на «2084». Ну а вообще страшно стало, жутковато, потому что «Ультиматум» накликал, конечно. Все, что происходит, описано в «Медее» и «Ультиматуме». Но надо жить с этим страхом, преодолевать его. А на сцене страха нет, чувство самосохранения отсутствует. «Кто сегодня ночью не потрахается – тот мент», – странно же в сорок лет такое со сцены кричать, а вот несет. Может, нас и любят за это: «Во, несет его, давай посмотрим, он не шутит, он реально». Я на сцене никогда не шучу, это факт.