С любовью и всякой мерзостью
Перед тем как щелкнуть затвором, Мартин Парр нечасто заглядывает жертве в глаза, зеркало души. Рифмует пивное пузо с волейбольным мячом, сажает на шляпку в тон салатной кофточке жирную муху – но нарочито выбирает такой ракурс, чтобы лицо было скрыто. Скажем, британским флагом, из-под которого виднеется платье в крупный цветок и артритные ноги. Все эти животы, бритые макушки и безвкусные шмотки варятся в одной социальной среде, за пристальное внимание к которой Парр не раз бывал подвергнут критике толерантных журналистов и коллег. Впрочем, фокус на безликую массу рабочего класса он навел еще во времена правления Железной леди, и взгляд его оказался полон сострадания к выкинутым на обочину ожесточившейся жизни. И если появилась с тех пор во взгляде ирония, то лишь потому, что не сильно-то люди меняются – тори у власти или виги.
Максимум тумаков Парр получил за проект The Last Resort, где запечатлел жизнь обшарпанного британского курорта Нью-Брайтон. Человек, закаленный выездами на пляж в Кавголово, вряд ли увидит что-то новое в фигуре, мирно спящей в сени экскаваторного ковша, или в группе милых барышень, мочащих ноги у запруды из мусора. И традиция изображать life in da trash у нас посильнее, чем в Британии, чуть что падающей в обморок (в области фотографии достаточно вспомнить работы Бориса Михайлова). Меж тем этот проект дал дорогу целой пляжной серии, ради которой фотограф объехал шокирующую Азию и Латинскую Америку, фиксируя моду на купальники и ассортимент торговцев диковинной снедью. Так Парр воспарил, наконец, над социальным, буквально обнажив перед своим объективом все человечество. Результаты и покажут на выставке «Жизнь – это пляж».
Три факта о Мартине Парре:
1. Провокационный взгляд Парра чуть не стоил ему членства в престижном фотоагентстве Magnum Photos. А великому Картье-Брессону его работы показались полными злобы и презрения.
2. Парр любуется и разляпистостью мира своих персонажей, он один из редких колористов среди маститых фотохудожников и даже при ярком солнечном свете работает со вспышкой, чтобы лучше передать цвет.
3. В 2004–2012 годах Парр преподавал фотографию в Уэльском университете в Ньюпорте, а в 2013-м стал профессором Университета Ольстера в Северной Ирландии.