Сколько можно заработать в свободное от работы время?
Диджей
300–1000 рублей/час
Кому подойдет: светским львам или львицам, истовым меломанам и круглосуточным тусовщикам
Времена, когда отечественные диджеи собирали стадионы, прошли, теперь сведение – добровольное хобби, возможность приятно провести время и получить небольшую прибавку к официальной зарплате. Начинать надо с азов – поиграть на программах-симуляторах вроде Virtual DJ, приобрести недорогой диджей-контроллер для тренировок, а затем переходить на диски. Следующий уровень – виниловые пластинки, но в этом случае диджей больше тратит на новые пласты, чем зарабатывает на сетах. Не в последнюю очередь хозяева баров или клубов смотрят на послужной список потенциального участника ночного лайн-апа: если человек сводит кое-как и не может похвастаться оригинальными треками, но является персоной публичной, способной привлечь друзей и поклонников, скорее всего, ему дадут шанс выступить.
Александр Берковский, Mishka:
«Мы платим начинающим диджеям от 300 до 1000 рублей в час, плюс напитки в баре. У нас играют те, кто подходит к этому как к работе, а не как к форме самовыражения: приносит музыку в хорошем качестве, следит за реакцией гостей, не опаздывает, не напивается сильно. Но среди тех, кто играет, очень мало тех, кто живет только на диджейскую зарплату. Поиграть просится много народу, по будням мы даем шанс новичкам. Если нравится – начинаем звать чаще. Для всех желающих посводить есть адрес: 2lisichki@gmail.com, сюда можно прислать что-нибудь вроде портфолио и демо».
Светлана Бекасова, «Пиф Паф»:
«Когда мы открывали место в формате публичной гостиной, хотелось сделать комфортную для общения большую квартиру, где за чашкой кофе или бокалом вина завязываются знакомства. Поэтому наши плей-листы направлены на решение этой задачи – оттого здесь не играет техно и прогрессив хаус. Easy listening, синти-поп, диско, постпанк, фанк, электросвинг, cтарый r&b, нецензурный рок-н-ролл – всевозможная ретрокомиссионка на виниле наилучшим образом отшелушивает ненужные настроения и настраивает на правильные. Про гонорары могу сказать, что цифры символические, все играют на равных условиях, вне зависимости от известности, причем, по опыту, самые лучшие вечеринки получаются, когда играют непрофессиональные диджеи – журналисты, художники, промоутеры – для которых это занятие – любимое хобби, а не профессия. Я, как правило, знаю всех, кто просится поиграть, лично. Зачастую нет необходимости прослушивать предварительно. С улицы к нам не устроиться поиграть – пару раз молоденькие любители фанка просились, но я решила не рисковать, да и зачем – всегда есть проверенные ребята. Мне вообще интересно с людьми знакомиться через то, что они делают».
Николай Яковлев, «Стирка 40°»:
«Попасть к нам поиграть за красивые глаза никак, это дело практически семейное. И денег заработать не получится, мы почти никому не платим, иногда я подкидываю ночным диджеям или тем, кто везет 30 килограммов пластинок на своем горбу, денег на такси. Выступающих я отбираю по настроению, стараюсь не брать техно/хаус/инди-рок и барных мэшаперов. 90% заявок на официальной почте сразу отправляю в спам, гораздо чаще кто-то приводит друзей или я сам рыщу в интернетах. Такого, чтобы у нас диджеи отрабатывали какую-то ставку нет, это бред, конечно, максимум – такси, но угощаем мы всегда, это святое».
Тема Алексеев, ex-Dobrota, серии вечеринок Mertvy Hipster, R.O.C.K.Y:
«Я никогда не задавался целью искать профессиональных диджеев на свои мероприятия. Когда мы начали проводить закрытые вечеринки на квартирах, хотелось сделать такую тусовку, где играет музыка из твоего плеера, понятная и приятная компании хиппующих меломанов. Так появилась команда друзей-диджеев, которые заняли пост у пульта на наших вечеринках, просто потому, что их плейлист был более удачный. Когда появилась необходимость в свежей крови, мы столкнулись с проблемой: найти нужных людей оказалось непросто. Диджеи, которые нам были нужны, зачастую и диджеями себя не считали – это в основном тусовщики, которые просто по фану когда-то встали за пульт. Я ищу ребят по друзьям, желающие сами обращаются ко мне с предложением. Основное, на что я могу ориентироваться при выборе диджея на свое мероприятие, – это его музыкальный вкус, и, конечно, я стараюсь выбирать людей, чьи вкусы пересекаются с моими. На втором, но не менее важном месте при выборе артиста для меня стоит способность держать зал. Я сторонник того, что на вечеринке люди должны танцевать, и стараюсь максимальное время держать тусовщиков на танцполе. По поводу зарплат ответить трудно, часто никто не берет денег за то, чтобы сыграть, опять же просто потому, что никто не воспринимает это как средство заработка. Иногда, когда мы приглашаем на вечеринку специальных гостей, которые являются непрофессионалами, суммы зависят от степени заинтересованности человека в участии. Иногда люди, зная о моих вечеринках, соглашались принять участие за идею, иногда сумма не превышала обычных гонораров – 500–1000 за часовой сет. Пару раз суммы значительно возрастали за счет медийности персонажа, но это далеко не всегда себя окупало».