Как Попасть в фокус?
Татьяна Супрун, рекрутер маркетинговых агенств
Я рекрутер, в маркетинговой среде «охотник за головами». Ищу респондентов для участия в фокус-группах, холл-тестах, домашних визитах, дегустациях и прочих маркетинговых исследованиях. Работаю в этой сфере с 2010 года, попала случайно – когда сама участвовала в фокус-группе в одной из компаний, услышала что ищут рекрутера, подала резюме, меня взяли. Сейчас я рекрутирую для семи компаний. Бренды очень редко делают исследования сами, им проще нанять агентство: кроме полевой работы еще много диагностики и расшифровки, так что лучше купить готовый результат, чем все организовывать самим.
Маркетинговые компании ведут базы участников фокус-групп только для контроля посещаемости, сами оттуда людей не берут. Иногда крупные компании, обычно торговые сети, просят исследовать своих покупателей и предоставляют свои базы – владельцев дисконтных карт, например. Но у меня есть своя личная база контактов. Однако в каждом случае набор ведется под конкретный проект, в идеале – с чистого листа.
В принципе, постоянно зарабатывать на фокус-группах возможно. Есть такой контингент, назовем их массовкой, хотя бы потому, что персонажи из массовки киностудий очень часто фигурируют в фокус-группах; эти два занятия составляют их основной заработок.
Лично я набираю людей через соцсети, это очень удобно. Каждый раз есть особенные критерии отбора – возраст, образование, доход, семейное положение. Универсального участника исследований быть не может. Нужно хорошо понимать, в чем ты можешь быть полезен исследователю и искать предложения под себя. Абсолютно точно тупиковый пусть – приходить в офис маркетинговой компании и предлагать себя. В офисе в лучшем случае дадут контакты рекрутера, в худшем – даже дверь не откроют. Ищите рекрутера – предложения можно найти в интернете на порталах поиска работы, например spb.zarplata.ru или сайтов бесплатных объявлений типа Avito.
Минимальная сумма оплаты за участие в фокус-группе на данный момент составляет 700 рублей за полтора-два часа работы. Но есть уникальные предложения, например проходят двухдневные фокус-группы для креативных людей, они работают по несколько часов в день, устраивают мозговой штурм на заданную тему. Таким способом компании пытаются, например, придумать подходящий слоган или выбрать логотип. В таком случае заработок может достигать 20 000 рублей. Но в этих случаях существует очень строгий отбор.
Тем, кто хочет зарабатывать на исследованиях регулярно, нужно понимать, что участник не должен выглядеть профессионалом этого дела. Рекрутеры это не приветствуют, хотя иногда и мирятся. Если человек был замечен рекрутером в том, что он подает заявки чаще, чем предусматривает карантинный режим – раз в полгода – мы его считаем профессиональным респондентом и понимаем, что чистоты исследований с ним не получится. Поэтому массовка однозначно в черном списке. Но и тут есть исключения: холл-тесты, дегустации и музыкальные тесты обычно под карантин не попадают, а платят там столько же. Необходимо реально соответствовать требованиям отбора: если человек в январе заявляет себя работником медицины, а в феврале – воспитателем детского сада, это наводит рекрутера на подозрения. Так что не надо привирать в резюме. И, естественно, на самой фокус-группе нужно активничать, а для этого нужно разбираться в теме хотя бы на любительском уровне.