Как сделать и продать мобильное приложение? Рустам Синюков, разрабочик в First Line Software
Откуда вы пришли в профессию?
В IT люди часто меняют свою специализацию, все-таки сфера активно развивается. Для меня же это была первая профессиональная область. Где-то курсе на третьем ИТМО я подумал, что пора бы найти работу и, пообщавшись со знакомыми, поискав по вакансиям, решил, что хочу писать под Android. На тот момент у меня были знания из универа, но я ни разу не применял их на практике, кроме как в студенческих проектах. Поэтому нашел литературу, документацию, стал изучать программирование. У друзей был любительский сайт, предложил им приложение сделать. Набрался опыта и начал искать работу. Первая была удаленной, работал по четыре часа в день, с учебой было очень удобно совмещать. А когда окончил универ, устроился сюда.
Большая конкуренция среди разработчиков? Переманивают ли компании, какая текучка вообще?
Вакансий больше, чем работников, поэтому скорее наоборот. Рынок развивается, траффик через мобильные приложения на некоторых сервисах уже обогнал траффик через браузер, поэтому найти работу несложно.
Как выглядит рабочий день разработчика?
График почти идеальный. В большинстве компаний есть часы, в которые ты должен быть на работе, обычно с 11 до 17. В это время происходит обсуждение проекта, встречи с заказчиками. А приходишь ты раньше или позже – это как тебе удобнее. При этом большинство программистов часто задерживаются на работе, хотя бы потому, что любят это дело. Ну и при дедлайне тоже приходится посидеть вечерами. Но у нас не проблема позвонить, сказать, что сегодня буду из дома работать. Никто не будет заставлять тебя приходить в 8 утра, чтобы ты потом два часа втыкал в монитор как зомби. Человекочасы в IT стоят дорого, их ценят.
Есть тусовка разработчиков? Вы собираетесь вместе, пьете, сплетничаете?
Сейчас в городе есть одно место, которое ориентировано на гиков, это бар «Klюtch». Geek Piknick летом проводится. Ну и всякие непостоянные мероприятия: хакатоны, конференции. Есть даже профсоюз работников IT-сферы, который отстаивает наши права, борется за улучшение рабочих мест.
С чего начинаются инди-студии – четыре гика в гараже собираются и кодят?
Моя предыдущая работа была примерно такой. Ребята умели очень красиво рисовать, делать анимацию, музыку писать и начали выпускать интерактивные книжки. Там работало человек семь, из них четверо были художниками, трое – программистами. Но, насколько я знаю, идея не взлетела и фирма закрылась.
Какой сейчас более выгодный путь для разработчика? Делать свой проект или уходить на ставку в крупную компанию?
Чтобы делать свой проект, нужны деньги. Если деньги есть и уверен в идее, то стоит попробовать. Если же нет или не хочется рисковать, то вакансий много, оклады хорошие. К тому же почти всегда эта же компания включится в разработку твоей идеи, если оценит ее. А в крупных компаниях, таких как Google, 20% рабочего времени официально разрешено заниматься своими проектами.
Сами общаетесь с заказчиками? Предложения «сделать красиво» и «поиграть шрифтами» встречались?
Мой заказчик сидит со мной в одном кабинете и тоже работает на этом проекте, поэтому всегда есть прямая связь. А обычно для таких вот «сделай красиво» есть аналитики и проект-менеджеры, которые переводят хотелки в точные указания.
Есть разработчики, которые начали этим заниматься исключительно ради денег? И как долго будет продолжаться бум приложений?
Зарплаты в мобильной разработке не самые большие в IT, хоть и на высоком уровне. Тут скорее интерес, к тому же довольно легко освоить, имея опыт. Но мне кажется, бум не кончится. Люди все больше пользуются смартфонами и не могут жить без сервисов, про которые узнали всего полгода назад.
Легко освоить? Интересно. Вот захотел я стать разработчиком, что надо делать?
Легко – имея опыт. Это все же программирование, тут есть база, без которой не стоит лезть. Надо сначала освоить принципы программирования, алгоритмы, структуры данных, понять, как работать с сетью, учить язык, на котором собираешься писать. Но имея эти базовые знания, освоить не трудно. Да даже без всего этого можно что-то попробовать сделать, но на очень примитивном уровне.
А какие перспективы? К чему стремиться, кроме увеличения зарплаты?
У программиста два пути развития. Можно становиться менеджером проекта, главой отдела разработки, расти в управленческом плане. А можно расти как специалист, выполнять все более сложные и большие задачи.
А можно, например, за границу уехать разрабатывать?
Да, в США нехватка технических специалистов, например. В нашей сфере переехать куда-либо проще всего. Опять же можно жить в теплой стране с низкими ценами и работать фрилансером, как многие и делают.
А если это рассматривать как халтуру? Днем я менеджер, а вечером код делаю.
Чтобы делать хорошо, надо уделять этому много времени. Новая версия iOS, новые паттерны дизайна, новые библиотеки для работы с соединением – надо держать руку на пульсе. Так что если есть возможность, лучше отказаться от менеджерства и становиться полноценным разработчиком.