Malinen | Город | Time Out

Malinen

Егор Антощенко   4 декабря 2014
3 мин
Malinen
Антон Малинен исполняет беззаботный и солнечный инди-фолк, привлекая для своих опытов то струнный квартет, то целый детский хор. Его вторая пластинка Shangri-La, вышедшая в этом году, собрала массу хороших отзывов и принесла автору немало ангажементов – но лучшее у него, конечно, впереди.

Российскую музыку, исполненную на английском, часто и небезосновательно обвиняют в том, что она могла была быть записана где угодно – хоть в Мельбурне, хоть в Тируванантапураме. С Малиненом, в общем, то же самое: слушая альбом Shangri-La, меньше всего подозреваешь, что он мог появиться в городе, небо которого большую часть времени окрашено в серый. Беспечная гитара, вкрадчивые клавиши, глокеншпиль (куда в наши дни без глокеншпиля). Эти ветреные, с тщательно продуманными аранжировками песни могли бы появиться в одной из северных стран с высокими налогами, сверхскоростными поездами и давно наступившим будущим, светлым и предсказуемым.

Мироощущение Малинена неплохо передают слова, с которых начинается его страница «ВКонтакте»: «Каждый должен оставить что-то после себя… Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращенное тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив». Так же, по-юношески наивно, жизнеутверждающе и без грамма иронии, звучат и его песни о васильковых морях, одиноких девушках и альбатросах. Неброское обаяние музыки каких-нибудь Kings of Convenience, Peter Bjorn & John или автора-исполнителя Йенса Лекмана, с которыми у Малинена очень много общего, сделало их творчество мировым достоянием. Но если взглянуть на актуальную политическую повестку, то понимаешь, что музыка Малинена имеет гораздо более важную функцию, чем кажется на первый взгляд. Если даже обычно просветленный Борис Гребенщиков начал писать очень мрачные песни – значит, дело худо; утопичная и мечтательная музыка Малинена в такой ситуации – неплохое место и вполне надежное убежище.

Вероятно, именно поэтому ему удается без всяких финансовых вложений записывать крупные струнные составы, собрать детский хор, а вскоре, по его словам, и госпел будет. «Мне очень хотелось попробовать что-то сделать в этом жанре, и я нашел в Москве настоящий госпел-хор при одной из лютеранских церквей. Правда они не афроамериканцы, а афрофранцузы, учатся, в основном, в РУДН. Проблема в том, что часть из них не живет в России постоянно, но, в принципе, они послушали мою музыку и согласились на сотрудничество».

Почему же все-таки он поет по-английски? «Понимаешь, – начинает повторенный не раз ответ Малинен, – есть внутренний стандарт качества, до которого мои тексты на русском недотягивают. Кроме того, у русского еще и своя мелодика».

Если его организаторских способностей хватает на то, чтобы собирать такое количество музыкантов, нет ли стремления собирать и более крупные залы? Сегодня – 200 человек, завтра 500. Послезавтра – «Юбилейный». «Моя философия заключается в том, что, чем больше ты форсируешь то, что связано с творчеством, тем получается хуже. Безусловно, нужно работать, но стремиться к славе – это мне чуждо. Если это появится, я не буду против, но создавать вокруг себя искусственный хайп не хочется. Так же и с песнями: если песня выстрелит, то прекрасно, если нет – ну, значит, так надо».

И это, в общем, мудро. В отличие от группы, допустим, «Наадя», музыку Малинена не навязывают с азартом продавца помидоров на рынке и не наделяют ее многотонными титулами – но в ее орбиту тихо и незаметно попадает все больше людей. Было выступление на «Стереолете», после которого обещается концерт во Франции. Был организованный Яной Чудит тур по городам России: Екатеринбург, Пермь, Воронеж, Тула. Недавно его видео появилось в фейсбуке идеолога «Усадьбы Jazz» Марии Семушкиной – тоже добрый знак. Так, скромно и незаметно, Малинен пытается растить свой сад и не портить прекрасный вид – а Россию пусть спасают другие.