Выставка «Прибытие кино в Россию»
16 декабря в музее Фаберже состоится торжественное открытие выставки «Прибытие кино в Россию», посвященной зарождению кинематографа в России.
От немого кино и первых киносъемок до расцвета советской монтажной школы 1920-х годов – экспозиция помещает посетителей выставки в исторический контекст эпохи и позволяет не просто увидеть фильмы столетней давности, но понять и почувствовать как воспринимали кинематограф его первые зрители.
Выставку «Прибытие кино в Россию», с которой в России начнется программа событий, посвященная году кино, откроет Федор Бондарчук, российский режиссер, актер и продюсер, председатель секции «Кино» Санкт-Петербургского Международного Культурного Форума.
Экспозиция строится вокруг четырех ключевых событий. Случилось так, что прибытие в Россию кинематографа братьев Люмьер совпало по времени с коронацией последнего русского царя, которую Люмьерам повезло заснять. Поэтому 1896 год становится узловой датой первой части выставки. При этом кино проникает в Россию как бы с двух сторон: официально-торжественной (съемки коронации) и развлекательно-коммерческой (показы люмьеровских фильмов в кафешантане Шарля Омона на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде). Репортажи о последнем написал для нескольких газет Максим Горький. Вместе с писателем зрители смогут погрузиться в атмосферу киносеансов Люмьеров и почувствовать себя участниками первых киносъемок.
Вторая часть экспозиции переносит посетителей в следующее десятилетие, где репертуар русского кино несколько расширяется. Наряду с официальной хроникой, в прокате появляется множество видовых картин (серия «Живописная Россия»), а также первые игровые фильмы, снятые преимущественно французскими операторами и режиссерами на русские исторические или фольклорные сюжеты («Понизовая вольница», «Смерть Иоанна Грозного»). Сами сюжеты пока второстепенны: на первом плане – костюмная экзотика и красота видов; смысл происходящего в кадре объясняется в многословных надписях.
Время Первой мировой войны, которому посвящена третья часть выставки, становится золотым веком русского дореволюционного кино. В силу исторических обстоятельств – часть бывших конкурентов оказались неприятелями, а союзники-французы отрезаны военными фронтами – российский кинорынок оказался в распоряжении русских кинофирм. В ходу у русских режиссеров – салонные мелодрамы, роскошные декорации, медлительные жесты, Вера Холодная замирает в тщательно выстроенных мизансценах – в пику суетливому и поверхностному Западу. Такова доктрина «русского стиля», и жить ей остается до 1917 года – гибели империи и смерти режиссера Евгения Бауэра.
Для пришедших ему на смену молодых режиссеров, питомцев Октября и Мейерхольда, эстетика дореволюционного кино была уже слишком традиционной. Новая эпоха отказывается от установки на театральность и литературность: главное в фильме – не сами сцены, а комбинация кадров, монтаж. Цель фильма – не рассказ и даже не показ, а эффект, удар по восприятию кинозрителя. Так свою теорию монтажа формулирует Сергей Эйзенштейн. В 1927 году удар пришелся по Зимнему дворцу: брать его пришлось сразу нескольким режиссерам для юбилейных картин. В «Октябре» Эйзенштейна матрос с корабля «Амур» громит дворцовую спальню царицы. Великая эпоха русского немого кино, начавшись с коронации последнего императора Люмьером, кончается взрывом пуха и перьев в его опочивальне. Еще чуть-чуть и новый технический прорыв – звуковая дорожка – подорвет искусство немого кино.
В экспозиции выставки, помимо воссозданных декораций и интерьеров ключевых фильмов, будут показаны и сами киноленты. Музыкальное сопровождение, от стрекота проектора до оркестровой музыки Эдмунда Майзеля и голоса Александра Сокурова, дополнит атмосферу немых киносеансов. Паракинематографические артефакты: афиши, плакаты, монтажные листы украсят картину прибытия кино в Россию.
В период работы выставки в лектории Музея Фаберже пройдут лекции известных киноведов, посвященные истории кино, а также серия мастер-классов для детей по изготовлению оптических игрушек.
Выставка продлится до 14 января 2016 года.