Дизайнерская вещь, или как стать декоратором собственной жизни
Дизайн, как и любая другая подлежащая изучению наука, имеет теоретический инструментарий, доступный зачастую только посвященным – дизайнерам и архитекторам. Однако и нам – простым смертным обладателям городской и загородной недвижимости – нелишне было бы узнать про законы дизайна. Тайм Аут Петербург начинает серию материалов, посвященных дизайну интерьера.
Начнем с прописных истин дизайна, опираясь на которые начинающий декоратор (в вашем лице) сможет понять, из чего состоит интерьер.
Среда – окружение человека в пространстве, состоящее из разнообразных предметов.
Пространство – форма представления взаимодействующих вещей. Несет в себе отпечаток характера и эмоционального типа владельца жилища. Если над дизайном квартиры работает профессионал, то внутренний мир ее хозяина транслируется в пространство не напрямую, а посредством творческой мысли дизайнера.
Композиция – отражение взаимодействия предметов интерьера. Без хорошо продуманной композиции предметы в интерьере будут спорить друг с другом, поэтому гармонии в пространстве добиться не удастся. В любом помещении всегда что-то должно быть главным, а что-то второстепенным – это закон дизайна №1 – в связи с этим наиболее популярной является центрическая композиция. Зачастую роль такого центра, в гостиной например, играет диванная зона (диван+диван+журнальный столик, либо диван+банкетка для ног+кресло+журнальный стол, либо камин+2 кресла и т.д.).
Пропорции – соотношение размеров одних элементов интерьера по отношению к другим. Закон дизайна №2 гласит, что главное – это соотношение пропорций со стилем интерьера, так как то, что подходит для одного стиля, может совсем не подходить для другого. Например, характерные для готического стиль чрезмерно высокие потолки и дверные проемы невозможно уложить в пропорции типовой квартиры или даже квартиры в старом фонде с казалось бы высокими потолками. Стиль в свою очередь состоит из форм и приемов, характерных только для него.
Ритм – упорядоченная закономерность чередования предметов в интерьере. Можно выделить ритм световой, пластичный, ритм по объему и по форме. Самый распространенный линейный ритм выражается в чередовании каких-либо конструкций или предметов. С помощью ритма можно как организовать пространство – привнести порядок в беспорядочное, так и наоборот избавиться от скучной монотонности и добавить «сумасшедшинки» в пространство.
Цвет – основной инструмент интерьера. Зачастую вся композиция строится только на сочетании тех или иных цветов. В основном используются два приема: принцип подобия (один цвет, нескольких оттенков) и принцип контраста. Цвет сам по себе не «живет» в интерьере, в правильном интерьер – и это закон дизайна №3 – всегда существует взаимодействие цветов. Цвета бывают простые (цвета радуги: красный, оранжевый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый) и сложные, то есть те, которые состоят из двух и более простых цветов. Самыми сложными, как ни странно, являются белый и черный цвета, которые содержат в себе весь спектр. Среди простых выделяют три: красный, желтый, синий. Выделяют их потому, что из них можно получить большое множество оттенков. К+Ж= оранжевый, К+Ж+С=серый и т.д. Кроме того цвета подразделяются на холодные и теплые. Теплые – розовый, желтый, красный, оранжевый, бордовый, бежевый, холодные – синий, фиолетовый, сиреневый, лиловый. Зеленый цвет, состоящий из синего и желтого, располагается где-то посередине. При оформлении интерьера холодные цвета целесообразнее использовать только в тех помещениях, где недостаточно света, а теплые – наоборот. Холодное и теплое сочетать не рекомендуется! Если интерьер уже создан, а вам лишь захотелось расставить в нем по-новому акценты, то можно порекомендовать выделить в помещении некое цветовое пятно с помощью дополнительного цвета – неизменного спутника каждого простого цвета. У красного это зеленый, у оранжевого – голубой, у желтого – синий, а у зеленого – фиолетовый. Закон дизайна №4 – каждый цвет должен повторяться в интерьере не менее трех раз.
Продолжение следует