Янис Чамалиди: Творчество – это мост над бездной
Последняя коллекция Яниса Чамалиди Emanatio creaturae произвела сильное впечатление на всех. Образы оказались одновременно и актуальными, и обладающими исторической памятью не только благодаря рафаэлевским бархатным беретам или спортивным паркам с силуэтами плащей эпохи Возрождения, но общим, очень петербургским настроением «над-временья». Об этом Тайм Аут Петербург и поговорил с самим дизайнером.
— Вдохновением для коллекции послужило путешествие по Италии?
— Нет, это, прежде всего, мои размышления о Петербурге, нашем удивительном городе, который вмещает в себя и Италию, и другие страны, их стили, культуру, создавая свое, похожее на многое и не похожее ни на кого… Эпоха Ренессанса, конечно, оказала влияние на образы, но именно как время, в которое человек почувствовал себя Со-Творцом.
Люди как боги… Таковым является каждый художник или тот, кто тонко чувствует искусство. Вот это богемное самоощущение и стремился передать через образы коллекции. Это – по-петербургски свободное и нестандартное восприятие мира вокруг себя.
— Со-Творчество – это намек на то, что создаваемое тобой всегда имеет соавтора свыше? Ты с Ним вместе? Петербург побуждает «выпрямлять спину», как в великолепно сидящей на фигуре вещи?
— Думаю, да. Когда вокруг тебя прекрасные архитектурные ансамбли, невозможно не желать быть гармоничным соответственно им.
Мое любимое место в городе – панорама стрелки Васильевского острова со стороны Петропавловской крепости. Особенно в торжественные дни, когда на Ростральных колоннах зажигают огонь – языки живого пламени… Созерцание великого легко переносит в иные времена, вообще – во вневременное.
— В названии вашей коллекции заключен смысл – пульсация прекрасного. Образы же – мужские или женские – демонстративно лаконичные высказывания, черно-белая гамма, необработанные края блуз или курток. Все вместе – элегантная небрежность. Кто адресат?
— Я представлял себе человека-путешественника.
Поэтому его одеяния должны быть универсальны, могут меняться по нескольку раз на дню в зависимости от того, где находится человек. Многие вещи двусторонние: можно вывернуть пиджак наизнанку – он поменяет цвет. Или рубаху, платье можно задрапировать самыми разными способами. (Янис снимает с вешалки красное пальто с черным кантом и надевает на себя двумя разными способами, радикально меняясь в каждом случае – прим. авт.). Метаморфозы – то, что мне больше всего интересно, – эксперименты с самой одеждой.
— Жизнь все динамичнее, создаваемые вами образы помогают успевать за темпом изменений?
— Очень люблю создавать не сковывающую движения одежду, «с воздухом», чтобы она позволяла быть самим собой, давала возможность расслабиться, «замереть ходу».
Главное – не все успеть, а успеть сделать то, что стоит того. Образ не глянцевый, а «человечный», претендующий, прежде всего, на то, чтобы понравиться самому себе, найти себя… этим стоит заниматься постоянно. Настоящий поступок, настоящее творчество – своего рода мост над бездной.
Беседовала Влада Липская