Пятая Седьмая Независимая Ярмарка: как это было
29 и 30 июля в Лофт-проекте ЭТАЖИ проходила Пятая Седьмая Независимая Ярмарка Современного искусства, инициированная группой молодых петербургских художников (группа Север-7) и кураторов (Лизавета Матвеева, Настя Скворцова). За два дня работы Ярмарку посетило более 1000 человек: они смогли приобрести живопись, графику и объекты в ценовом диапазоне от 300 до 40 000 рублей.
Ярмарка, решенная в формате перформативного действа, трансформировала последний этаж здания бывшего хлебозавода в подобие урбанистического пространства. Оно было населено различными группировками: уличными художниками, бездомными, торговцами подпольной печатной продукции, музыкальными бандами и субкультурными объединениями, а также представителями власти.
Художники представляли свои работы в перформативной форме: Нестор Энгельке в «Архитектурном бюро» вырубал топором деревянные дома мечты, Паша Бумажный предлагал купить произведения, кинув кубик – генератор цен с диапазоном от «бесплатно» до 35 000 рублей.
Состоялся перформанс Александры Гарт, представшей в виде психоголубетерапевта, бродящего по улицам с целебными голубями. Как и полагается, в черте города можно было набрести на стрип-клуб – перформанс Данини Peep show: заплатив условную цену 100 рублей, посетитель получал неповторимый опыт посещения сюрреалистического пип-шоу.
Каждый вечер заканчивался перформативным аукционом. 29 июля его провела художница Лера Лернер с ассистенткой Елизаветой Зельдиной. Торг за каждый лот сопровождался отбиванием сырого мяса, которое покупатель получал вместе с приобретенным произведением. Непроданные работы сразу же отправлялись на «кладбище непроданного современного искусства», устланного большими яркими искусственными цветами.
30 июля ведущим аукциона выступил художник Семен Мотолянец, обозначив это событие «Вялым аукционом». Аукцион Семена не был предназначен для реальной покупки произведений, а скорее стал критическим высказыванием о феномене арт-рынка, его ролевых моделях и аспектах ценообразования. Художник бормотал провенанс работ в микрофон, и звук транслировался не в зал, где происходил перформанс, а на крышу Лофт-проекта, и тем самым привлек внимание к событию не только аудитории внутри, но и гостей ЭТАЖей снаружи. Среди участников аукциона были художники Ярмарки, которые пытались перебить цены друг друга, называя фантастические цифры.
Самоинициированная ярмарка прошла уже в пятый раз – у нее нет постоянной площадки, она кочует с места на место. Впервые ярмарка состоялась в Творческом пространстве «0+» в марте 2017, затем – в Галерее «Борей», в галерее ЛЮДА, в Креативном пространстве ТАЙГА. Каждый раз художники представляют свои работы с целью продажи по доступным ценам, и своей аудиторией считают не профессиональную публику, а широкого зрителя: «Маленькие работы – маленьким коллекционерам» – таков девиз Ярмарки.
Полный список участников:
Александр Цикаришвили, Нестор Энгельке, Петр Дьяков, Анна Андржиевская, Нестор Харченко, Narvskayadostava, Новые Уличные, Данини, Александра Гарт, Саша Зубрицкая, Лёша Хамкин и Кейто Ямагути, Игорь Плотников, Иван Тузов, Фёдор Хиросигэ, Вова Лило, Надежда Косинская, Наташа Хабарова, Илья Овсянников, Иван Чемакин, Паша Бумажный, , Лена Лернер, Максим Степанов, Семен Мотолянец, Алена Терешко, Тимур Мусаев-Каган, Леонид Цхэ, Андрей Андреев, Алиса Горелова, Татьяна Черномордова, Георгий Хазанкин, Егор Щаблыкин, Wrong Books, Zink Zine.
Состоялись dj-сеты и музыкальные выступления от: Narvskayadostava, Runner, Ohr, 8foldjon.
Отзывы посетителей Пятой Седьмой Независимой ярмарки современного искусства:
Глеб Ершов, арт-критик, куратор и идейный руководитель галереи Navicula Artis, кандидат искусствоведения и преподаватель СПБГУ: «Ярмарка в формате выставки, где пространство было разыграно как будто это Нью-Йорк 80-х, удалась. Идея проведения аукциона тоже сработала на образ ярмарки в целом. Все художники создавали произведения специально для ярмарки. И эта параллель с Нью-Йорком 80-х неслучайна: петербургским художникам и кураторам хочется прочувствовать живую среду, в которой есть свой драйв, риск и азарт».
Синтия Мадански, американская художница, приехавшая в Петербург на месяц в резиденцию CEC ArtsLink: «Я настоятельно рекомендую не пропускать следующую ярмарку тем, кто не смог придти в этот раз. Я была на ней оба дня, видела прекрасное искусство, встретила чудесных художников, видела потрясающие перфомансы и стала свидетелем незабываемого аукциона а-ля Фассбиндер, который провёл Семен Мотолянец на второй день ярмарки. Я очень сожалею, что пропустила перформанс-аукцион Лены Лернер с кладбищем цветов и искусства, мясорубкой и отбивным молотком. Я слышала, это было знаменательно».
Алексей Управителев, главный редактор интернет-журнала «Бинокль»: «Отличная инициатива, очень хорошее мероприятие, развивающее среду актуального искусства города. Очень важно то, что наряду с совсем молодыми художниками в ярмарке участвуют и уже признанные авторы – и это отличная возможность не купить хорошие произведения искусства, но и пообщаться с автором, творчество которого тебе известно уже не один год».
Катя Куксенайте, посетитель ярмарки, настоящий любитель искусства: «Очень интересно было. В последнее время в этажах очень редко бывают выставки, поэтому я была рада. Пип шоу от Данини — шикарно!».
Вера Мокравцова, посетитель ярмарки, искусствовед и начинающий коллекционер: «Я слежу за молодым искусством в Петербурге и хожу на многие выставки, но некоторых художников увидела впервые. Приятно, что на этой ярмарке с ними можно познакомиться и пообщаться. Помимо того, что можно приобрести себе что-то в коллекцию по действительно доступным ценам, есть возможность присмотреть что-то на следующий раз или даже получить приглашение в мастерскую. Поэтому я могу сказать, что эта инициатива формирует среду и способствует циркуляции произведений искусства».