Владимир Бухинник: время придет
Владимир Бухинник — дизайнер, театральный художник, ведущий программ о моде и стиле на канале «Санкт-Петербург», человек-театр, который каждый день выглядит по-разному, разрушая стереотипы о закрепленности за личностью определенного амплуа. А еще он — педагог и от его деятельности во многом зависит будущее петербургской моды.
— Много лет вы преподавали в ВУЗе, а полтора года назад ушли – причем всей кафедрой. Почему стало некомфортно профессионалам самого высокого уровня преподавать в рамках ВУЗа?
— В последние годы бюрократизация образовательного процесса достигла невероятных размеров. Дошло до того, что преподаватели десятки раз за семестр должны были переделывать учебные программы на сотни страниц по еженедельно меняющимся шаблонам и т.д. и т.п. На творчество и самоотдачу в такой ситуации времени, сил и желания уже не оставалось. Сегодня чиновников из Москвы абсолютно не интересует ни будущее студентов, ни содержание дипломных коллекций. Если дело так пойдет и дальше — беда нашему образованию и будущему российской моды тоже.
— И что же делать?
— Мы с коллегами решили, что нам нужна программа, в рамках которой мы будем учить непосредственно профессии и создали школу Fresh Fashion Intensive Design School. К нам пришли люди не со школьной скамьи, с художественной подготовкой того или иного уровня, и за год получилось создать коллекции вузовского уровня.
— В одном из интервью вы подняли острую проблему — отсутствие у начинающих дизайнеров апломба, желания стать знаменитыми, обычно свойственного творческим людям.
— Стало немодно быть личностью. Даже одаренные ребята часто стремятся не выделяться, но хотят при этом неплохо зарабатывать, чтобы все было «ровно». Тяга к комфорту убивает желание творчески бунтовать. Кроме того, не все студенты могут абстрагироваться от темы коммерции.
Стало немодно быть личностью. Даже одаренные ребята часто стремятся не выделяться, но хотят при этом неплохо зарабатывать, чтобы все было «ровно». Тяга к комфорту убивает желание творчески бунтовать
Безусловно, надо реалистично решать поставленные задачи и в создании одежды, но дизайнер, прежде всего, может создавать то, что недоступно для обывателя — образ будущего. Отказываясь от этого умения он «зарывает талант в землю», и нам грозит оказаться в прагматичном и однообразном мире.
— Что на уровне администрации города делается или может быть сделано, чтобы молодой дизайнер ощущал себя творцом будущего, а не потакал вкусу массовой культуры?
— В связи с реализацией программы импортозамещения возможностей для создания своего бизнеса у нас в стране у моих выпускников, безусловно, стало больше. Но меня удручает то, что слишком много разговоров — как помогать, чем помогать, а реально все заканчивается мыльными пузырями. Да, сейчас во многих местах в городе уже продают одежду наших дизайнеров, но нет связи этих магазинов с туриндустрией, которую на административном уровне при желании несложно организовать, и тогда петербургские дизайнеры могли бы стать достойным брендом города, воспитывая вкус и стиль.
В. Бухинник на показе студенческих работ
Свою же задачу как педагога я вижу в том, чтобы вырастить по-настоящему творческих людей. А то, что сегодня не их время — не страшно. Были бы настоящие творцы, и их время придет.
Беседовала Влада Липская