Школа: государственная или частная?
Зачем идти в частную платную школу, если и в бесплатную государственную ребенка по-любому возьмут — недоумевают некоторые родители. Вопрос о выборе стар как мир, и все же мы не удержались и задали его на Дне открытых дверей представителю Международной Кембриджской школы — учителю-логопеду Ларисе Бодиновской.
— Давайте, минуя популистские темы про то, какое у нас в стране плохое бесплатное образование, ответим на вопрос: а чем же лучше платное? Ведь априори понятно, что государство не может субсидировать дорогостоящее образование: у нас очень большая страна, достаточно много детей и экономика — не швейцарская.
— Если учитывать ваше вступление, можно говорить о том, что за свои деньги родители получают дополнительные, более комфортные условия для своих детей: удобные, прекрасно оборудованные помещения и залы, маленькую наполняемость классов, комфортные бытовые условия для существования в школьной среде — приема пищи, переодевания, гигиенических процедур и т.д.
Кроме того, на примере нашей школы можно сказать, что платное образование — это еще и возможность выбирать альтернативную форму образования, в частности, обучение по Кембриджской программе.
— А Кембриджская программа — это…
— …английская программа, европейское образование, с помощью которого дети поступают в европейские университеты и большинство университетов США. Она совершенно другая не только по содержанию, но и по срокам обучения: в Англии и в Европе дети начинают учиться уже с 5 лет, и у нас первый класс — это пятилетки, а не шести- и семилетки, как в российских государственных школах. Помимо того, все блоки, по которым распределены предметы, немножко другие: например, естественно-научный блок (в обычной школе это физика, химия и др. предметы) дети начинают изучать уже со второго класса, хотя речь, конечно, идет об основах этих наук.
Потенциал — он ведь складывается не столько из каких-то умений и навыков, возможностей, которые есть у ребенка, сколько из того психологического состояния, в котором он находится в школе, потому что именно это — комфортное и очень стабильное состояние — позволяет ребенку достичь в дальнейшем успехов
В отличие от русских школ европейская система сильно ориентирована на практическую пользу: умение использовать приобретенные в школе навыки в реальной жизни, способность познавать окружающее пространство с помощью полученных навыков. То есть это не просто преподавание, транслирование каких-то знаний, а практическое обучение: дети сами делают на уроках открытия для того, чтобы узнать о каком-то физическом законе, например.
— Где гарантии, что дорогостоящее платное образование окажется качественным? Как оценить качество образования, получаемого в частных школах, школьные программы, методы обучения?
— Если говорить о программах, то информация обычно представлена на сайте учреждения. Кроме того родители могут прийти в школу на день открытых дверей, побеседовать с директором и получить всю необходимую информацию. Что касается методов обучения, это, конечно, вопрос достаточно сложный, потому что они во многом зависят от умений и навыков учителя, его опыта и особенностей, в том числе, личностных. Но у нас есть возможность получить эту информацию из первых уст: от директора по учебной работе или лично познакомиться с учителем и оценить, насколько он подходит по личностным характеристикам вашему ребенку. Ну и если познакомиться с программой Кембриджской школы, тоже можно составить первоначальное представление о методах работы у нас, потому что эта программа кардинально отличается от обычной русской программы.
— Как оценить потенциал частной школы, не зная о ней и ее выпускниках, по сути, ничего?
— Если говорить о русском менталитете, то для нас большое значение имеют рекомендации, которые дают родители учеников, уже обучающихся в школе. Потенциал — он ведь складывается не столько из каких-то умений, навыков и возможностей, которые есть у ребенка, сколько из того психологического состояния, в котором он находится в школе, потому что именно это — комфортное и очень стабильное состояние — позволяет ребенку достичь в дальнейшем успехов.
В отличие от русских школ европейская система сильно ориентирована на практическую пользу: умение использовать приобретенные в школе навыки в реальной жизни, способность познавать окружающее пространство с помощью полученных навыков
Если ребенок чувствует себя комфортно, уверенно, он счастлив, ему нравится учиться, то у него и потенциал будет совершенно другой. Если говорить о потенциале интеллектуальном, объеме знаний, который ребенок получает в школе, то в этом можно не сомневаться: программа, по которой мы работаем, проверена веками!
— Какие дополнительные опции: питание, спорт, языки, факультативы, кружки предоставляет учащимся ваша школа?
— У нас четырехразовое, продуманное и очень вкусное питание, разнообразные спортивные секции, факультативы и кружки, которые тоже ведут носители языка. Но самая главная опция — это, конечно, та среда обитания, которая значительно отличается от государственной школы. Она позволяет ребенку существовать комфортно, быть уверенным в том, что у него есть личное пространство, которое уважают взрослые и товарищи по школе.
— Участвуют ли ученики частных школы в государственных олимпиадах, конкурсах и т. д.? Включены ли они в государственную образовательную коммуникацию таким образом?
— Да, помимо Кембриджской программы, мы реализуем еще и русскую — в том объеме, в котором это возможно при довольно большой нагрузке наших детей, и по мере сил привлекаем учеников к городским и федеральным конкурсам.
— Как российские ВУЗы относятся к аттестатам частных школ? Здесь могут быть проблемы при поступлении? Или, наоборот, только плюсы?
— К аттестатам частных школ российские ВУЗы относятся совершенно нормально, ведь сейчас поступление в высшее учебное заведение — это не конкурс аттестатов, а, прежде всего, результаты ЕГЭ. Ну а самый большой наш плюс — это возможность после окончания школы без проблем поступить в европейский университет, тогда как после государственной школы это сделать практически невозможно.
— А если ребенок планирует поступать в американский или европейский университет и не рассматривает российские университеты, у него есть возможность не сдавать ЕГЭ?
— Конечно, есть! ЕГЭ — экзамен для того, чтобы поступить в российский ВУЗ: если ребенок сразу нацелен на поступление в ВУЗ другой страны, этот экзамен ему сдавать вовсе необязательно. У нас есть возможность отказаться и от русской программы, и от сдачи русских экзаменов, если ребенок (или родители ребенка) не планирует дальше учиться в России.