Британская и российская образовательные системы: 5 отличий
Чем отличаются британская и российская образовательные системы, и что ожидает тех детей, кого из обычной российской школы перевели в британскую, мы разузнали у преподавателя Международной Кембриджской школы Дэниела Ли.
— В чем принципиальная разница между британскими и российскими школьными учебными программами?
— Фундаментальное различие между российской и британской образовательными программами заключается в паре «способности и знания». Так же как и в системе Международный бакалавриат, Международная Британская образовательная система базируется на серии экзаменов, которые фокусируются не на знаниях как таковых, а, скорее, на умениях ученика. Британская система образования предполагает много независимой работы, а также совместной работы учеников. Больше внимания отводится не учителю как лидеру, а именно ученикам. Российская образовательная система уделяет большое внимание деталям и знаниям, которые зачастую заучиваются наизусть.
— А в чем они похожи? Есть ли точки соприкосновения, по крайней мере? Вопрос особенно актуален для тех родителей, кто планирует перевести своих детей из традиционной российской школы в школу, работающую по британской методике.
— Есть некое сходство в структуре образования для Year 11 и Year 13 (в России это 9 и 11 классы), по окончании которых сдаются серьезные выпускные экзамены. Однако, учитывая разницу в подходе к подготовке к этим экзаменам, а также различиях между парой «знания-умения», сходства на этом заканчиваются. К примеру, возьмем математику. Содержание программы в целом совпадает, однако оно преподается на разных уровнях.
— Как британская образовательная система оценивает и оценивает ли вообще поведение школьника? Ставят ли «неуд» по поведению хулиганам, приглашают родителей в школу или как-то иначе работают с теми, кто плохо себя ведет?
— Нет определенного способа, который позволяет оценивать поведение детей в рамках Британской системы образования. Все зависит от школы. В Кембриджской Международной Школе мы стараемся фокусировать внимание на положительных действиях детей, а также выстраиваем определенные ожидания, которые соотносятся со школьными ценностями, и таким образом мы оцениваем учеников. В CIS Russia в кампусе Сколково у нас есть система отчетности и мониторинга, которую мы используем для регулирования поведения детей, однако эта система уникальная и применяется сугубо в нашей школе.
В британской образовательной системе больше внимания отводится не учителю как лидеру, а именно ученикам, тогда как российская образовательная система уделяет большое внимание деталям и знаниям, которые зачастую заучиваются наизусть
Процесс взаимодействия с учениками тесно связан с работой психолога, который дает им рекомендации по различным занятиям и программам, которые могут помочь ученику контролировать свое поведение и управлять им. В нашей школе в центре внимания — ученик, мы стараемся учесть все его пожелания и работаем во благо каждого отдельного ученика. Если возникают какие-либо трудности, мы обращаемся напрямую к ученикам, стараясь проявить поддержку.
— Как выстраиваются взаимоотношения с учителями в диалоге «ученик-учитель»?
— Отношения между учениками и учителями выстраиваются в схожей манере с российскими школами. Каждый год в средней школе назначается классный руководитель. Он ответственен за программу PSHE в школе — воспитание личности, социальное образование и санитарно-медицинское просвещение. В следующем году в нашей школе будет внедрена также и программа пастырской заботы, в рамках которой дети в течение одного дня будут участвовать в своеобразном тренинге по выстраиванию отношений с учителями и другими учениками.
— Как британская система стимулирует взаимоотношения между учениками?
— В британской образовательной системе нет определенного подхода по выстраиванию отношений между учениками, но у нас есть очень значимый Студенческий совет, члены которого встречаются на регулярной основе, чтобы обсуждать идеи по усовершенствованию школьной жизни. Наши ученики поднимают вопросы внеклассной деятельности и различных мероприятий и даже участвуют в благотворительности.
— Каковы базовые, нерушимые ценности такого сообщества?
— В нашей школе мы руководствуемся пятью основными ценностями. По окончании школы все наши выпускники уверены в себе, знают, что такое ответственность, они мыслящие, открытые к инновациям и внедрены в большое общество.
— Как эти ценности могут помочь ребенку в будущем?
— Эти ценности готовят наших учеников к успешному будущему и помогают им адаптироваться к любым меняющимся ситуациям в мире. Наши студенты представляют разные страны и города — Мельбурн, Мумбаи, Макау и т.д. и важно не просто адаптировать их к жизни в Москве, но сделать так, чтобы им было комфортно тут так же, как и в их родном городе. Эти ценности помогут ученикам взаимодействовать с людьми из разных сфер и быть успешными на любом поприще, которое они выберут в дальнейшей жизни.