Екатерина Будяковская / «Лиза Алерт»: не ты ищешь родителей, а родители ищут тебя
Потрясенные трагической историей, произошедшей с пятилетней Лизой Фомкиной, которая умерла от переохлаждения на девятый (!) день с момента пропажи, скитаясь одна в подмосковном лесу, простые люди, организовавшие ее поиски, решили объединиться, чтобы подобное больше не повторилось. Так появился поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт», названный в честь погибшей девочки. Его основатели поставили перед собой цель — защитить право детей на безопасность и жизнь. Мы побеседовали с информационным координатором и по совместительству инструктором по профилактике детской безопасности «Школы Лиза Алерт» Екатериной Будяковской о том, как защитить самое дорогое.
— Что нужно знать родителям, если ребенок пропал?
— Во-первых, родители должны забыть о слове «неудобно»: мне неудобно, он через полчаса вернется, а я только время людей потрачу… Неудобно нам будет, если ребенок не явится через 2 часа, к вечеру, к следующему утру, а мы уже потеряли драгоценные часы на его поиск. В отряде у нас есть такой негласный девиз «Медлить — значит хоронить».
Во-вторых, как только родителю показалось, что с его ребенком что-то случилось, что он пропал — он должен поднять на уши всех. Сразу надо идти в полицию! Важно! Если в полиции говорят о том, что прошло недостаточно времени, что нужно подождать 72 часа — это неправда, нет ни одного нормативного акта, который бы регулировал, в какие сроки надо подавать заявление о пропаже. Даже если прошло 10 минут, но вам кажется, что ваш ребенок пропал, — вы идете и подаете заявление. Если в отделении полиции отказываются принять заявление, то тут же звоните по номеру 112, со 112 звонят в отдел полиции и заявление принимается. Кстати, сам по себе звонок на 112 является официальным заявлением в полицию. Только после этого родитель звонит в поисковые отряды.
Затем нужно обзвонить своих родственников, друзей и знакомых, чтобы задействовать всех. Обязательно позвонить бывшему мужу/жене, свекрови/теще (если таковые имеются), потому что бывают случаи, когда ребенок общается с одним из разведенных родителей тайком от другого. В панике этому родителю не звонят, а в итоге оказывается, что ребенок был там. Даже если ребенок придет через полчаса, вы обзвоните всех и извинитесь, главное — не теряйте время.
— Какова скорость реакции вашего поискового отряда с момента поступления заявки на поиск ребенка? Вы же не Бэтмены, ваш отряд состоит из добровольцев, как быстро вам удается собрать команду и отправиться на поиски?
— У нас в отряде есть смена оперативных дежурных: как только приходит заявка на поиск ребенка, ей сразу присваивается статус «срочно». Эта заявка незамедлительно попадает в чат специально обученных людей. У нас по всей стране всего 40 человек, которые допущены к тому, чтобы обзванивать «детские» заявки (о пропавших детях до 12 лет). Это особый алгоритм прозвона, выяснение всех мельчайших деталей, вплоть до того, что ребенок ел на завтрак, привлекают ли его витрины с игрушками, в каких торговых центрах ему нравится бывать. В течение 10 минут среди наших сотрудников находится «детский прозвонщик» и далее уже он занимается сбором информации: берет контакты родителей, родственников, классного руководителя, друзей ребенка, контакты полиции, которая занимается этим делом. В среднем сбор информации, верстка ориентировок, составление таблиц на прозвон больниц, выкладка в каналы оповещения занимает 40 минут. Если кто-то из «старших» (человек, который координирует группы добровольцев при поиске) находится рядом с местом пропажи, то уже в течение часа может быть развернут штаб. Бывает такое, что «старший» получает от прозвонщика краткую информацию — место и время пропажи, и уже едет на поиск, получая вводные и по пути формируя задачи.
Побег — это крик о помощи, желание привлечь к себе внимание. Если это случилось, ни в коем случае не ругайте ребенка, поговорите с ним по-честному, по-дружески. Дети с 12 до 18 лет довольно часто теряются намеренно, мы их называем «бегунками»
Дети с 12 до 18 лет — это абсолютный другой алгоритм поиска. Мы их называем «бегунками», потому что они часто теряются намеренно. Здесь одним из наших главных помощников являются социальные сети, которые порой могут больше рассказать о пропавшем, чем его родители. Мы выясняем все: количество страниц во всех социальных сетях, просматриваем группы, внимательно изучаем друзей. Мы не расклеиваем ориентировки по улицам, потому что это может только спугнуть «потеряшку». Обычно при первичном общении с родителями тяжело найти причину и мотивы сбежавших детей. Но общаясь больше, мы все же находим эти причины. Побег — это крик о помощи, желание привлечь к себе внимание. Если это случилось, ни в коем случае не ругайте ребенка, поговорите с ним по-честному, по-дружески. Если эта ситуация происходит не в первый раз — обращайтесь к детскому психологу!
— Почему дети чаще всего теряются?
— Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если мы говорим про маленьких детей, то тут, скорее всего, невнимательность родителей. Учите своих детей правилам безопасности!
Важно объяснить детям, что незнакомый взрослый человек с добрыми побуждениями никогда не попросит помощи у ребенка! Взрослый должен просить помощи только у взрослого. Ответ ребенка для незнакомца всегда один: «Мне мама не разрешает разговаривать с незнакомыми»
Природа представляет огромную опасность для детей! Если в зоне поиска есть вода, то 90% вероятности того, что ребенок пошел именно туда. Мы очень просим родителей — не катайтесь с детьми на ватрушках/коньках по льду озер и водоемов! Для ребенка это ложное ощущение «безопасности» льда: если родители это делают — значит и мне можно. В следующий раз он пойдет один, без вас, и кто знает, какая будет толщина льда в этом месте. Летом, когда вы отдыхаете на берегу, жарите шашлыки, ребенок должен быть всегда в поле зрения! Объясните ребенку, что выходить на лед или заходить в воду можно только в том случае, если на него смотрит взрослый. Именно стоит и смотрит, а не стоит рядом, но отвлечен другими делами.
Лес представляет из себя такую же опасность, как и вода. Не стоит отпускать маленьких детей с пожилыми родственниками в лес: в возрасте внимательность снижается, уследить за ребенком сложнее. А если бабушке/дедушке станет плохо, что будет делать ребенок?
Что нужно брать с собой, когда вы идете в лес:
— полностью заряженный телефон (желательно, кнопочный — он дольше держит зарядку), даже если не будет ловить сеть, вы все равно сможете позвонить по телефону 112;
— 1 литр воды на человека;
— шоколадный батончик с орехами;
— свисток.
Если вы пошли в места массового скопления людей, обязательно сфотографируйте ребенка перед выходом из дома. Если он потеряется, то проще показать на фотографии, в чем он был одет, чем в панике вспоминать и объяснять. Одевайте ребенка ярко! Красная шапка, желтая куртка выделяются в толпе.
Ребенок должен запомнить важное правило: если ты потерялся, не ты ищешь родителей, а родители ищут тебя. Затем он должен применить правило трех ООО: остановись, оглядись, окрикни. Не надо кричать «Аааа», потому что прохожие могут подумать, что ребенок просто капризничает, надо кричать «Мама» или «Помогите».
Ребенок должен запомнить важное правило: если ты потерялся, не ты ищешь родителей, а родители ищут тебя. Затем он должен применить правило трех ООО: остановись, оглядись, окрикни. Не надо кричать «Аааа», потому что прохожие могут подумать, что ребенок просто капризничает, надо кричать «Мама» или «Помогите»
Если вы едете в транспорте, и случилась такая неприятная ситуация, когда вы вышли на остановке, а ребенок остался, то здесь алгоритм действия прост — ребенок должен выйти на следующей остановке и стоять и ждать родителя. Многие едут дальше или, наоборот, пытаются вернуться на ту остановку, где разлучились, — вот так и теряются дети.
Кстати, сейчас в Сбербанке действует сервис для детей «Островок безопасности». Если ваш ребенок потерялся или попал в трудную ситуацию, он может смело зайти в любое отделение Сбербанка, сотрудники которого гарантируют, что ваш ребенок будет находиться в безопасности. Сотрудники банка сами свяжутся с полицией и со скорой помощью, чтобы сообщить о потерявшемся. Родители могут рассказать своим детям об этой социальной программе, ребенку будет несложно найти любое отделение банка, которое обычно расположено в заметных местах и имеет яркий запоминающийся логотип. Мы лично (тайно) проверяли, как работает данный сервис, так что можем смело его советовать!
К несчастью, бывают случаи, когда дети уходят с незнакомыми людьми. Важно объяснить детям, что незнакомый взрослый человек с добрыми побуждениями никогда не попросит помощи у ребенка! Взрослый должен просить помощи только у взрослого. Ответ ребенка всегда один: «Мне мама не разрешает разговаривать с незнакомыми». Адекватный взрослый человек должен отнестись к этому с пониманием.
— Ваш отряд ищет детей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области? Каков ареал поисков? Если это смежные области — Новгородская, Псковская, Вологодская, Карелия и т.п. — к кому за помощью обращаться? Не за горами летние каникулы, у бабушек и у дедушек дети могут потеряться…
— Наш отряд ищет детей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, но, по возможности, мы выезжаем и в смежные области, где нет специализированных отрядов. Если вы находитесь в отдаленных регионах — звоните на нашу горячую линию 8 800 700 54 52, мы подскажем, что делать.
— Кто кроме родителей или родственников может к вам обратиться за помощью в поиске ребенка? Его друзья-подростки, например, могут?
— Конечно, друзья-подростки могут обратиться, но сбор всей информации и дальнейшее взаимодействие осуществляется только с законными представителями ребенка.
— Мы слышали о «Школе Лизы Алерт», она действует в Петербурге? Чему там учат? Есть ли какие-то онлайн-тренинги для родителей? Как записаться на самый ближайший курс?
— «Школа Лизы Алерт» работает в Санкт-Петербурге и, по возможности, в Ленинградской области. К нам обращаются неравнодушные родители, учителя и другие представители образовательных учреждений и просят приехать наших инструкторов, чтобы в рамках одного урока прочитать лекцию по безопасности, в которой собраны основные правила поведения: что делать, чтобы ты не потерялся, и что делать, если ты потерялся. Такие занятие могут проводиться как в здании школы, так и в библиотеках.
Урок безопасности может проводиться как с детьми, там и с родителями. Для детей занятие проходит в игровой форме: мы разыгрываем разные ситуации и отрабатываем поведение и реакции. С родителями занятие проходит без присутствия детей, общение идет без прикрас: мы рассказываем реальные истории пропаж и поисков, озвучиваем статистику и показываем видеоряд. Сейчас уже закрыта запись до конца этого учебного года, новый прием заявок открывается в сентябре 2018 года.
Просим обратить внимание, что мы не проводим онлайн-занятия и вообще все, что мы делаем, — это бесплатно.
Беседовала Ольга Ипполитова