Марина Гисич: невозможно делить искусство на мужское и женское
В истории искусства появление шедевров нередко связано с женскими образами. Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины — музы. Но что если женщина становится равноценным творцом? О гендерном равенстве в искусстве мы поговорили с Мариной Гисич — директором одной из старейших галерей современного искусства в Петербурге.
— Согласны ли вы с разделением искусства на женское и мужское?
— Формально такого разделения не существует. Мы будем одинаково оценивать работы художника-женщины и художника-мужчины. Тем не менее, нельзя отрицать, что художников-мужчин на мировом арт-рынке гораздо больше, чем женщин. Внутри художественной среды действительно существует определенная диспропорция. К примеру, из 20 авторов нашей галереи — всего 7 женщин. Похожая ситуация наблюдается и в других художественных институциях. Вероятнее всего потому, что художников-мужчин просто количественно больше в мире, чем художников-женщин. Ни о каком ущемлении прав женщин-художниц, их дискриминации речь не идет.
— Имеет ли «женское искусство» свою специфику? Всегда ли оно связано с феминистской идеологией?
— Как я уже сказала, невозможно делить искусство на мужское и женское. Тем не менее, можно говорить о том, что в работах женщин-художников присутствует своя специфика. Она выражается, главным образом, в способе прорабатывания художественного высказывания. Иными словами, в подходе. Искусство, принадлежащее авторству женщины, часто имеет более лирическую составляющую. И это не имеет ничего общего с идеями феминизма. В нашей практике мы также нередко встречаем примеры художников, которые работают в паре: Вика Бегальская и Александр Вилкин, Елена Губанова и Иван Говорков, Дмитрий Грецкий и Евгения Кац. Марина Алексеева в самом начале разработки своих знаменитых лайтбоксов придумывала видео совместно с видеохудожником и режиссером Борисом Казаковым.
Елена Губанова, Иван Говорков. «Даная», 2014. Мультимедийный объект. Вид экспозиции выставки «Провенанс», Marina Gisich Gallery, 2015 г.
А в 2015 году мы показывали проект этих же художников, где были работы отдельно Алексеевой и Казакова, не созданные вместе и вообще разные формально и концептуально, но было интересно проследить взаимопроникновение и взаимовлияние творчество одного автора на другого. Выставка так и называлась — «Совместно».
— Приходилось ли вам сталкиваться с двойными стандартами при оценке искусства, созданного женщинами-художниками?
— Пожалуй, нет. Для коллекционеров, кураторов и институций совсем неважно, какого пола художник, искусство которого обратило на себя их внимание. Интересна личность этого художника, его мировоззрение, темы и образы, с которыми он работает. Значима сама форма бытования художника в искусстве, его художественное видение и способы самовыражения. Едва ли найдется тот, кто будет идентифицировать художников исключительно по половому признаку. Гораздо важнее не кто создал художественное произведение — мужчина или женщина, а как. Удалось ли автору воплотить свой замысел? Какие инструменты он использовал? Вызвало ли произведение искусства эмоциональное переживание у зрителя? Оценка искусства никак не зависит от так называемых «гендерных войн». Здесь учитываются совсем иные факторы.
Неважно, какого пола художник: интересна его личность, мировоззрение, темы и образы, с которыми он работает. Оценка искусства никак не зависит от так называемых «гендерных войн»
При этом между ценами на работы мужчин и женщин продолжает существовать значительный разрыв. Безусловно, стоимость на работы некоторых женщин-художниц достигает семизначных сумм. Но в совокупности продажная стоимость «женского» искусства пока не может противостоять «мужскому». На сегодняшний момент «мужское» искусство занимает лидирующие позиции. Тем не менее, постепенно мы движемся к гендерному паритету на арт-рынке.
— Какие женские проекты вы считаете наиболее успешными в современном искусстве?
— На международном рынке современного искусства есть немало женщин, карьеру которых можно назвать успешной. В первую очередь, нельзя умолчать о фигуре одной из главных женщин в мировой архитектуре, работы которой повлияли и на творчество многих молодых художников и архитекторов: Заха Хадид. Из уже признанных «классиков» важно отметить Марину Абрамович, Ширин Нешат, Яеи Кусама, Ребекку Хорн, Энни Лейбовиц, Сару Мун — сложно выделять имена, поскольку их, в целом, довольно много. Есть и молодые авторы, которые добиваются очевидных успехов уже на раннем этапе карьеры: например, Jorine Voigt, которая в тридцать с небольшим лет стала профессором Мюнхенской Академии. Ее искусство было представлено на Венецианской биеннале, а работы можно регулярно встретить на топовых мировых арт-ярмарках.
Марина Алексеева. «Медицинские действия», 2012. Фрагмент видео внутри лайтбокса
В числе главных художников-женщин нашей галереи: Марина Алексеева, лайтбоксы с видеоинсталляциями которой покорили сердца коллекционеров по всему миру; Елена Губанова — один из заметных российских художников, совместно с лабораторией Cyland последовательно прививающая российской и европейской публике интерес к медиа искусству. На мой взгляд, Татьяна Ахметгалиева — один из наиболее перспективных молодых авторов из России. Ее масштабные текстильные работы уже имеют довольно обширную географию коллекций. Последнее время она также успешно работает с видео.
Беседовала Елена Прилашкевич