Андрей Шатилов: самое важное — не сойти со своего пути
Маленькая Маша рисует на обоях свое искалеченное войной детство. Очередное поколение вырастает средь привычных лозунгов многоквартирных домов. Музыкант доигрывает последнюю симфонию в опустевшем зале театра. Его картины — истории… Будничные, знакомые едва ли не каждому. Возможно, именно этой удивительной способностью уловить саму суть настоящей действительности молодой художник Андрей Шатилов покорил жюри всероссийского конкурса «МУЗА должна работать». Его персональная выставка «Истории» откроется в петербургском музее современного искусства «АРТМУЗА» уже 23 августа.
— Андрей, вы впервые участвовали в этом конкурсе, верили, что сможете обойти более 500 участников?
— Да, я участвовал в конкурсе впервые. Честно говоря, я отправил заявку и сразу отвлекся на творческую работу, практически не следил за процессом. Итог оказался для меня неожиданным, так как, будучи художником самокритичным, я считал соперников сильнее себя.
— А как вы пришли в мир живописи. Как вообще люди становятся художниками?
— Изначально я не думал быть художником. Грезил о судьбе рок-звезды, потому что с 6-7 лет увлекался творчеством Beatles. И вот я начал рисовать гитары, лица музыкантов. И, наверное, по их лицам я научился видеть характерные черты: у Ленонна острый нос и широкие брови, у Маккартни грустные глаза и пухлые губы, у Ринго большой нос и еще более грустные глаза. Мои рисунки были неказистыми, но точно передавали характер персонажа. Я понял тогда, что пусть мои наброски не хуже и не лучше чем у сверстников, но у меня сносно выходят портреты. Это преимущество я потом и стал использовать в творческой деятельности. И всегда ощущал себя в ней режиссером таких ультра короткометражных фильмов, мне всегда было что рассказать людям. Об этом и будет новая выставка.
— Впервые ваша персональная выставка прошла еще в 2010 году в вашем университете в Волгограде. Помните свои ощущения? Что чувствуете сейчас, в преддверии крупной выставки в городе художников Санкт-Петербурге?
— Моя первая «персоналка» была для меня большим праздником, событием, как для каждого художника. Но и сейчас я немного волнуюсь перед выставкой в АРТМУЗЕ: новый город, новая площадка, новая публика. Приходится решать множество нетворческих вопросов, таких как транспортировка, вернисаж, монтаж. К этой выставке я готовлю новые картины и спешу закончить их в срок. Они еще не публиковались на моем сайте и в социальных сетях.
Все мои полотна формируют некий калейдоскоп современности. Именно об этом будет персональная выставка. Ее название — Stories — как раз отсылает нас к осмыслению повседневного бытия
— За вами закрепилось звание философствующего художника. Какие темы вы сами считаете наиболее значимыми? Как они будут раскрыты на выставке?
— Сложно говорить о моих любимых темах в живописи. Последнее время меня интересуют общечеловеческие вопросы. Как, например, на картине «Тепло», которая рассказывает об одиночестве человека в большом жестоком мегаполисе, о простых человеческих радостях.
Конечно, среди моих картине можно найти и будничные истории с юмором или даже сарказмом, как например «Сплетницы». На этой картине я, подобно Рембрандту, работаю со светом и тенью. В принципе, это была основная идея создания картины — потягаться с мастерами. Думаю, мне удалось приблизиться к великим творениям голландца. Картина словно светится изнутри, но свет этот не от свечей, а от современных гаджетов. И темы, обсуждаемые девушками, легко приходят на ум.
Все эти полотна формируют некий калейдоскоп современности. Именно об этом будет эта выставка. Название Stories как раз отсылает нас к осмыслению повседневного бытия.
— Что ждать от экспозиции искушенному петербургскому зрителю?
— Я совершенно не стремлюсь удивить искушенного питерского зрителя, гораздо важнее для художника найти свою публику, тех, кто поймет меня. Сложно понравится всем… Поэтому я готовлюсь как к похвале, так и к критике.
— Вы — еще молодой художник, но уже достигли уровня персональной крупной выставки в одном из крупнейших музеев современного искусства. С чего начинается этот путь? Как не сойти с него раньше времени? И к чему вы стремитесь в дальнейшем?
— Самое важное — не сойти со своего пути, не стать «соврисковым» конъюнктурщиком. Нужно, прежде всего, верить в себя, в свою творческую силу и индивидуальность. С этого и нужно начать: понять, в чем твое преимущество перед другими, найти свою фишку.
В дальнейшем я хочу отойти от живописи, попробовать освоить новые техники, придумать нечто совершенно оригинальное и инновационное. Может быть, заняться создание графических арт-объектов и инсталляций увлечет меня, и я с новыми силами возьму и обновлю концепцию своего творчества.
Беседовала Юлия Добровольская