Максим Муссель: любой владелец мобильника может стать автором фильма

Максим Муссель: любой владелец мобильника может стать автором фильма

  2 октября 2018
9 мин
Максим Муссель: любой владелец мобильника может стать автором фильма

Еще несколько лет назад это казалось немыслимым, но сегодня награды крупных фестивалей получают фильмы, снятые на мобильный телефон. Все просто: достоверность и  искренность берут верх над спецэффектами. Людям нужны новые герои и нетривиальные сюжеты. Кто создает новое кино, и что ждет киноиндустрию в будущем? Феномену мобильного кино посвятят  одноименную дискуссию, которая состоится в рамках Открытого лектория «Культура 2.0» — специального проекта VII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Одним из спикеров дискуссии станет основатель проекта MobileFilmmaker Максим Муссель. Пять лет назад он снял свой первый мобильный фильм. Лента получила приз на одном из американских кинофестивалей и дала в России начало новому формату кино, набирающему популярность во всем мире.

 

— Что такое мобильное кино и чем мобильный фильм отличается от обычного фильма?

— То, что фильм снят на телефон, не означает, что его всегда будут смотреть на смартфонах или на планшетах. В рамках индустрии уже есть успешные примеры, когда для создания полноценных кинолент использовались мобильные телефоны. К примеру, в  марте этого года вышел в прокат фильм Стивена Содерберга «Не в себе», а 1 октября на «Лендоке» презентовали первый российский полнометражный фильм «Фагот», снятый на смартфон, и он тоже пойдет в официальном прокате. При его просмотре зритель, скорее всего, даже не заметит разницу: качество съемки сегодня вполне позволяет делать прокатную версию фильма с мобильного телефона.

— Значит, важнее всего то, как снимается фильм?

— Да, это самое важное. Несколько лет назад, когда мы только начинали наш проект Mobile Filmmaker и кто-нибудь набирал в поиске «Яндекса» или «Гугла» словосочетание «мобильное кино»,  все ссылки были посвящены тому, как и какой контент можно посмотреть на смартфонах. К счастью, мы начали использовать это словосочетание в другом контексте, и сегодня уже большинство ссылок первого ряда рассказывает о нашем проекте или о том, как снять фильм на мобильный телефон. Конечно, некоторая двусмысленность еще остается, но все же, большинство уже понимает термин правильно.

— Максим, можно ли сказать, что появление феномена «мобильное кино» — следствие процессов конвергенции, охвативших мир медиа? Мира, в котором каждый становится производителем контента?

— Существует термин User generated content, менее известный в России, но популярный на Западе. Это как раз наша история, когда больше чем 50% всего созидаемого в мире контента производится обычными пользователями. Есть и другой термин User generated video, еще более близкий к теме нашей беседы. Поэтому вы абсолютно правы. Сегодня миром правит контент: он используется для бизнеса, развлечения, информирования, для социальных связей. Контента очень много, продуцировать его лишь силами профессионалов уже не получается, поэтому создавать  его должны мы с вами.

То, что у вас в кармане, и есть лучшая камера, в этом весь смысл мобильного кино

Вы ухватили самую суть. Для меня главный смысл мобильного кино не в том, что ему часто приписывают, например,  независимость, борьбу с цензурой, снижение стоимости… Главное, что каждый пользователь с мобильным телефоном может стать стопроцентным автором контента. Сегодня кино как вид искусства перестает быть только индустрией, оно становится творческим инструментом любого из нас. А принципы кино никто не отменяет: остаются истории, герои и неожиданные сюжетные повороты.

— Большинство людей имеет мобильные телефоны, но смогут ли они снять фильм? Как создать мобильный фильм с нуля, а, главное, как научить людей создавать такой контент?

— В нашем проекте три направления: фестивали и конкурсы, продюсирование, образование.  Мы так его  и задумывали, чтобы покрыть все три основных, на мой взгляд, сферы, в которых необходимо развивать мобильное кино. Возвращаясь к образованию, я могу сказать, что мы уже сделали несколько уверенных шагов в этом направлении. Во-первых, полгода назад вышла первая в России книга «Мобильное кино. 100 шагов к созданию фильма», которая учит мобильному кино. Это базовый самоучитель. Во-вторых, мы запустили в Высшей школе экономики курс, который за месяц (согласитесь, что в такой срок сложно поверить!) позволяет человеку освоить мобильное кино. Как это возможно? Дело в том, что когда в больших школах или вузах учат кино, людей обучают профессии, погружая его в огромную индустрию. Это долгий и сложный путь, требующий понимания массы нюансов и деталей. У нас иная задача. Нам важно научить человека быть стопроцентным автором. Научить его быстро понять, что такое быть режиссером, сценаристом, оператором и монтажером в одном лице. Такой подход требует совершенно другого взгляда на обучение. Мы выделяем самые основные принципы в каждом направлении, которые необходимо знать человеку, и позволяем ему реализовать свои идеи на практике. В рамках нашего курса слушатели создают три учебные работы и тоже за месяц.

— Чтобы присоединиться к вашему курсу или самостоятельно снять свой первый фильм необходимо иметь какой-то особенный телефон или подойдет абсолютно любой смартфон?

— Любой — это тоже приятная новость. Мобильное кино существует с 2005 года, когда появились первые телефоны с функцией видеосъемки. За это время смартфоны прошли колоссальный путь. То, что вначале казалось совершенно невозможным, сегодня имеется в любом смартфоне.  Есть способность снимать в разрешении 1080 p, это называется Full HD. Не стоит переживать, если у вас не IPhone или не Samsung — для первого этапа достаточно любого аппарата. Конечно, если мы говорим о более профессиональном использовании мобильных телефонов, мы можем выбирать модели, например, с возможностью стабилизации изображения. Но на старте нам это совершенно не потребуется. То, что у вас в кармане, и есть лучшая камера, в этом весь смысл мобильного кино.

— Самое важное — идея и момент?

— Да, например, мой коллега Борис Гуц снимает полнометражное кино интересным образом. Есть сценарий, прописанные сцены, игра актеров, но его работа как режиссера на этом не заканчивается, а постоянно продолжается. Он идет по улице, замечает интересный кадр, который укладывается в его идею, и тут же его снимает. Иногда он даже меняет сценарий, добавляя неожиданные кадры. Таким образом, идет развитие истории, постоянная импровизация. Мой друг — музыкант Олег Нестеров как-то сказал: «Гуляешь по Барселоне и вдруг в лучах восхитительного заката ты видишь стройных девушек, которые спускаются на скейтах вниз по улице. Понимаешь, что, возможно, именно такого кадра ты уже никогда не увидишь, достаешь телефон и снимаешь». В том числе и для этого он лежит в вашем кармане.

— Как начался ваш собственный путь к мобильному кино?

— Пять лет назад я обучался на различных краткосрочных кинокурсах и даже снял несколько небольших работ на обычные камеры. С оператором, сценаристом, актерами. И, в общем-то, понял, что мне нравится все кроме индустриальности процесса. Он мне показался невыносимо скучным. Я уехал в отпуск в Лиссабон и попробовал там снять фильм на мобильный телефон, который после отправил на несколько кинофестивалей.

Сегодня миром правит контент: он используется для бизнеса, развлечения, информирования, для социальных связей. Контента очень много, продуцировать его лишь силами профессионалов уже не получается, поэтому создавать  его должны мы с вами

И вот на одном из американских фестивалей мой фильм получил приз. В этот момент я задумался о том, можно ли на мобильный телефон снимать что-то достойное. Начал изучать этот вопрос и с удивлением обнаружил, что этим в тот момент никто серьезно не занимается не только в России, но и на Западе. Так и появился проект.

— Вы основали и проводите крупные конкурсы мобильного кино. Сколько присылают фильмов? Кто авторы этих лент?

— Мы провели два конкурса. Первый прошел два года назад и назывался «Объяснение в любви». Вместе со мной на Культурном форуме выступит Наталья Гуркина, приятно признаться, что она стала победителем нашего первого конкурса, а затем еще получила кучу призов на Западе. Второй конкурс прошел год назад совместно с Роскосмосом и назывался как их слоган — «Подними голову!». Это были разовые мероприятия, проба пера. В каждом конкурсе приняли участие в среднем около двух сотен участников, в основном это молодые люди. Стоит отметить, что только половина авторов имела до этого какое-то отношение к кино, соответствующее образование или опыт. Сейчас мы находимся на этапе организации международного фестиваля мобильного кино.

— Стоит ли молодому режиссеру выбирать мобильное кино, а не короткий метр или полнометражки?

— Никто не выбирает мобильное кино. Молодой режиссер лишь выбирает формат, позволяющий ему наилучшим образом реализовать собственную идею. Снять большое кино, короткий метр или сериал можно на любую камеру. А мобильный телефон нужен в том случае, когда именно он наилучшим образом поможет решить художественную задачу.

— Как сделать так, чтобы твое кино посмотрели? Как заслужить доверие зрителей, которые о тебе пока ничего не знают?

— В мобильном кино, на мой взгляд, как раз сконцентрировано то, что нужно современным зрителям. А что им нужно? Искренность и достоверность. Мобильный телефон помогает в этом, ведь это персональный, личный творческий инструмент. Но не стоит забывать о том, что в любом кино всегда важны две главные вещи, которые могут и должны быть реализованы и в мобильном фильме: это интересная история и герои, вызывающие доверие. Намного меньшее значение, особенно на небольшом экране, имеет качество съемки.

— Максим, будет  ли отличаться продвижение фильмов, снятых на мобильный телефон, от стандартного индустриального кино? Или такой фильм также без проблем возьмут, к примеру, на Первый канал?

— Технически никаких ограничений нет. Но, на мой взгляд, основная среда мобильного кино — онлайн-среда и продвижение также должно быть в онлайн.

— Станет ли мобильное кино форматом будущего?

— Перспективы развития мобильного кино заключаются в том, что сами зрители становятся авторами. Цель мобильного режиссера создать что-то особенное, что никакое индустриальное кино создать не сможет. И тогда мобильное кино будет просто отдельным направлением, способом создания видеоконтента, которое никак не будет конкурировать с другими форматами.

 

Беседовали Юлия Добровольская и Екатерина Соловей