Андрей Константинов: наша миссия — давать пример внутренней творческой свободы
Один из основателей «Терем-квартета» рассказал, зачем коллектив уже не первый год проводит турнир для молодых музыкантов и поддерживает одаренных детей и как обрести внутреннюю творческую свободу.
— Совсем скоро стартует ваш, ставший уже традиционным для Петербурга, конкурс Terem crossover. Как он будет проходить в этом году? Что нужно знать молодым музыкантам, которые захотят в нем поучаствовать?
— В этом году Турнир Terem-crossover отличается от предыдущих тем, что в нем могут участвовать на равных вокальные и инструментальные коллективы. Конкурсные прослушивания пройдут в Академической капелле вечерами 22, 23 и 25 октября. Вход свободный. Начало — в 19.00. На третьем, заключительном туре состоится голосование зрителей. Таким образом решиться судьба Приза зрительских симпатий. И если он совпадет с выбором жюри, тогда избранному ансамблю будет вручен Гран-При. Участие в Турнире Terem-crossover открывает большие возможности перед музыкантами: себя показать, других посмотреть и получить предложения от ведущих организаторов концертов в мире.
— Во многих интервью вы говорите о том, что поначалу вашу музыку в стиле «кроссовер» воспринимали как неформат: вы были «гадким утенком» среди устоявшихся музыкальных жанров. С тех пор прошло уже больше 30 лет: как за это время поменялось отношение к вашей музыке на самых разных уровнях, и как поменялся сам коллектив: его мировоззрение, цели?
— В своих глазах мы всегда были лебедем. Я думаю, в глазах нашей публики мы тоже никогда не были гадким утенком. Мы и взлетели-то на всеобщей любви всех, кто нас видел и слышал. Мировоззрение и цели «Терем-квартета» остались неизменны: мы с самого начала хотели быть источником вдохновения для окружающих — так и есть до сих пор. Причем чем больше нас узнают, тем лучше отношение и даже — любовь. Врагов нет. Мы живем не в состоянии войны или конкуренции.
— Некоторое время назад у вас был детский музыкальный проект. Вы продолжаете им заниматься?
— Детский проект «Теремок» живет уже более 12 лет и успешно развивается. Да и у нас потребность к передаче опыта увеличивается с годами. Горящие глаза юных музыкантов и их педагогов тому подтверждение. Есть ежегодный музыкальный конкурс, на который съезжаются таланты со всей страны и зарубежья. В жюри мы приглашаем именитых педагогов из Санкт-Петербургской филармонии и музыкальных училищ. И у деток появляется реальный шанс продолжить обучение в Санкт-Петербурге. Культурная столица всегда притягивает к себе таланты. Благодаря фирменной методике «Терем-квартета» особой популярностью стала пользоваться интенсив-школа «Теремок». За несколько дней юные музыканты наполняются собственной творческой энергией, перестают боятся ошибок и сцены, получают истинное удовольствие от совместной игры, а также развивают в себе чувство ритма, способность концентрироваться, импровизировать и свободно двигаться. Школа проходит как в Санкт-Петербурге, так и в регионах. Уже по нескольку раз мы работали с одаренными детьми во Владивостоке, Южном Сахалине, Калининграде, Твери, Мурманске и др.
— Ваши дети связали свою жизнь с музыкой?
— Однозначно ответить нельзя. Все наши дети богаты музыкальной средой вокруг себя. И многие из них связаны с музыкой или искусством. Музыка дает колоссальную возможность для развития и совершенствования человека. Особенно в наше время востребованы такие качества, как творческий настрой, умение работать в команде, способность не отвлекаться на прошлое и будущее, а находиться «здесь и сейчас», быть в гармонии с окружающими тебя людьми и совместно делать одно дело.
Музыка дает колоссальную возможность для развития и совершенствования человека. Особенно в наше время востребованы такие качества, как творческий настрой, умение работать в команде, способность не отвлекаться на прошлое и будущее, а находиться «здесь и сейчас», быть в гармонии с окружающими тебя людьми и совместно делать одно дело. Все это дает музыкальное образование
Все это дает музыкальное образование. Эти качества нужны не только музыканту, но и любому человеку для того, чтобы найти свое место в жизни и быть счастливым.
— И если заговорили о детях: где в Петербурге можно получить хорошее музыкальное образование, которое послужило бы необходимой базой для поступления в музыкальное училище, консерваторию, творческий вуз. Частных музыкальных студий и школ для детей много, но, честно говоря, далеко не все из них вызывают доверие… Очень нужен совет профессионала для родительской аудитории Тайм Аут.
— Да, множество мест, где пытаются давать музыкальное образование, но занимаются только дрессировкой и натаскиванием. Это печально, потому что дети не успевают получить радость и вдохновение от собственного исполнения. Очень много зависит от педагогов, от их опыта и любви. Поэтому совет простой: надо искать возможность учиться музыке и не бояться менять школы и учителей. Пока ребенок сам не загорится музыкой. В наших планах организовать стационарную музыкальную школу, но пока, чтобы получить реальный стимул для занятий музыкой, мы приглашаем в наш «Теремок», который в дни осенних каникул будет работать в Охтинском центре искусств. Там есть и отделение для малышей от 4 до 6 лет.
— Я в детстве играла на баяне, в советское время это был популярный инструмент. Музыкальную школу вспоминаю тепло, но самые яркие моменты были связаны с оркестром народных инструментов. Возможно, кому-то в это сложно будет поверить, но играть в оркестре – это невероятно захватывающий и азартный процесс. Когда вся эта «махина», и ты в том числе, выдает «Барыню» или «Степь да степь кругом», ты чувствуешь кааайф, выступать хочется вновь и вновь. А какие ощущения испытываете вы, играя в камерном квартете? Вообще, с годами ощущение сцены поменялось?
— Да, это невероятное удовольствие играть вместе на сцене. С годами оно не проходит, а, я бы сказал, только растет. Потому что опыт позволяет не тратить дополнительно энергию на преодоление страхов, недобрых взглядов и боязни ошибок. Эйфория от собственной игры только увеличивается. Ощущения испытываемые на сцене очень похожи на американские горки. Волнение перед началом, а потом — понеслось…
— Вас в детстве родители «мучали» музыкалкой? Когда все гуляют, а тебе ежедневно, да еще и подолгу, нужно сидеть и заниматься…
— Я избежал этого негативного опыта. Не ходил в музыкальную школу. Но когда появился личный интерес, стал заниматься с педагогами и быстро всех нагнал. Стимул был у меня внутри.
— Вы кем, кстати, мечтали стать? Кто был вашим музыкальным кумиром?
— Мои мечты почти все воплотились. Я мечтал стать космонавтом, регулировщиком, водителем и клоуном. Я думаю, профессия музыканта «вмещает» в себя эти мечты. Кумиров не было, но было очень много вдохновляющих меня талантливых людей — как в жизни, так и в книгах.
— Сейчас, спустя много лет, вы сами создаете проекты, которые помогают молодым, неизвестным еще музыкантам заявить о себе, познакомится с грамотными менеджерами и продюсерами и т.д. И все это указывает на определенную миссию, которую вы на себя возложили. Но слушая ваши выступления на конкурсных гала-концертах, не покидает ощущение, что Terem-crossover — для вас такая любимая игрушка, в которую играть никогда не надоест. Как вы сами оцениваете ваш проект?
— На мой взгляд, жизнь и должна восприниматься как большая музыкальная игра, в которой нужно уметь задавать тон, а не петь под чужую дудку.
В этом, наверное, и заключена наша миссия — давать пример внутренней творческой свободы, которая рождает полноту жизни и становится источником счастья
В этом, наверное, и заключена наша миссия — давать пример внутренней творческой свободы, которая рождает полноту жизни и становится источником счастья.
— Каким бы вы хотели видеть этот проект через 5-10 лет?
— Турнир Terem-сrossover в будущем видится как грандиозная площадка для людей творческих, экспериментирующих, идущих в ногу со временем. Площадка, где будут формироваться новые творческие союзы, события и перспективы для всех участников. Возможно, произойдет расширение границ турнира, и он вберет в себя не только музыкальные явления, но и другие искусства. Ведь в мире границ становится все меньше и меньше…
Беседовала Екатерина Соловей