Торстен Раш / композитор: Rammstein были удивлены, как далеко можно зайти в интерпретации их творчества
9 ноября в Петербурге состоится очень необычное мероприятие: к нам привозят немецкую оперу Mein Herz Brennt, поставленную на стихи и музыку Rammstein. Премьера этого произведения в исполнении бас-баритона Renatus Mészár, чтеца Anna Thalbach и симфонического оркестра «Таврический» состоится в ДК Ленсовета. Специальным гостем концерта станет идеолог и создатель произведения — композитор Торстен Раш (Torsten Rasch). Мы связались с Торстеном накануне концерта и поговорили о том, как Rammstein превратился в серьезную музыку.
— Торстен, расскажите, пожалуйста, про истоки оперы Mein Herz Brennt. Как и почему она появилась на свет?
— На самом деле, это была идея моего хорошего друга Свена Хельбига. Он, в конечном итоге, и продюсировал запись. Свен погрузился в лирику Rammstein и сделал вывод, что она довольно сильная. В том смысле, что их стихи могут удивлять и обретать новые смыслы, когда оторваны от первоначальной «установки» Rammstein и преобразованы. Подобно тому, как стихи Гете или Гейне были настроены на музыку многих композиторов. Разумеется, было необходимо одобрение группы. Все музыканты коллектива были очень заинтересованы и увлечены нашей идеей. Когда они послушали демозапись, сказали, что это недалеко от их музыки. Прошло около 2 лет с нашей первой встречи до фактической записи.
— Эта опера — это ваше высказывание. О чем оно?
— Я был выбран Свеном Хельбигом, потому что он знал, какова моя музыка. Это то, что я делаю. Возможно, 200 лет назад это было бы названо «классической музыкой» — термин, который сейчас для композиторов, которые пишут оперу, концерты, симфонии и т. д., более или менее полный. Я пытался выразить то, что слышу в своей голове с помощью средств оркестра. Если бы Свен предложил мне оркестр, который просто играет песни группы в симфоническом изложении, я бы вежливо отказался. Меня захватил эксперимент.
— О каких вещах в современном мире вам хочется высказываться чаще всего?
— Я пишу музыку для фильма о Рихарде Вагнере и его романе с Матильдой Везендонк, женой его покровителя Отто Везендонка, происхождении оперы «Тристан и Изольда», а затем — оперы об Аврааме, Саре и Хагаре (сюжет из Ветхого Завета). Его премьера состоится в Дрездене в 2020 году. Для меня музыка стала работой, о ней мне и хочется высказываться. Позвольте мне назвать несколько имен, которые мне интересны и говорить о которых мне в радость: Альфред Шнитке, Густав Малер (особенно 9-я симфония), Гайдн, «Битлз», Эллиот Голденталь (особенно музыка для «Alien 3»), музыка для фильма «По всей Вселенной» («Битлз»), Бернхард Херрманн, Любос Физер.
— Кто чаще является слушателем вашей оперы? Поклонники классики или любители экспериментов на поле современной музыки?
— Опера чаще всего собирает очень разношерстную публику. Одним интересно услышать неожиданную версию любимых треков, вторым любопытно узнать современную оперную сцену, не соприкасаясь с экстремальной музыкой напрямую, третьим просто хочется быть в курсе современных течений. Поделить тяжело. Скажу так: это открытые люди, которым искренне интересна музыка.
— Зачем вам понадобились песни Rammstein? Зачем был нужен этот ход? Почему они, а не другие?
— Музыка Rammstein мне показалась интересной для интерпретации. У некоторых фанатов классических музыкантов есть пренебрежительное отношение к металлу / року. Я лично считаю все эти различия между жанрами совершенно ненужными.
Классическая музыка не утратила актуальности. Она может быть проводником в мир Rammstein или наоборот — быть гидом из мира Rammstein во вселенную классики
Рок не такой сложный, как классическая музыка, или он сложен, но совершенно по-другому. Рок / металл продается гораздо лучше, чем классическая музыка. Я считаю, что нужно просто принять как данность: есть разные стили музыки, как и разные стили архитектуры. Каждая музыка имеет целью развлечь в широком смысле (чтобы доставлять удовольствие, провоцировать появление новых мыслей, вызывать эмоции), каждый может выделить свое предпочтение.
Мое единственное возражение было бы в том, что на данный момент есть тенденции отвлекаться от сути классической музыки, делать ее более доступной, удаляя из нее все самое важное и примечательное. Что получается в итоге? Музыка наихудшего типа (так называемая «новая классика»), бесконечные аккорды c-major, исполняемые на мягких пианино, чтобы успокоить пользователя, постоянно проверяющего соцсети.
— Rammstein — это такой современный городской немецкий фольклор. Но это мы их так воспринимаем. А что для вас эта группа, ее творчество?
— По моему мнению, у них интересная лирика. Конечно, их рифмы довольно «сырые», они должны вписаться в ритм 4/4, что не оставляет много места для изысков. Но когда я впервые их читал, не знал, что встречу то же качество, что и в стихах Гейне, Новалиса или кого-то другого из того периода, но при этом стихи будут наполнены современными темами и метафорами. Как и у многих других композиторов, моя цель — интерпретировать эти тексты заново. Нет никакого месседжа, есть просто желание обернуть эти стихи в самые тонкие и жесткие формы, которые и оркестр, и голос способны воспроизвести (это сильно отличается от того, что делает рок-группа).
— Они сами бывали на исполнении оперы Mein Herz Brennt, высказывали о ней свое мнение?
— Да, они оценили нашу работу. Им нравится классическая музыка, и они были удивлены, как далеко можно зайти в интерпретации. Сначала музыканты Rammstein, вероятно, ожидали, что, какой-то «оркестр сыграет роль рок-группы», чего, безусловно, у нас нет.
Rammstein были на премьере оперы и оценили нашу работу. Им нравится классическая музыка, и они были удивлены, как далеко можно зайти в интерпретации их собственного творчества
— Кто выйдет на сцену ДК Ленсовета 9 ноября: кто принимает участие в исполнении оперы?
— Ваш покорный слуга, бас-баритон Renatus Mészár и оркестр под руководством Михаила Голикова.
— Честно говоря, необычный формат грядущего концерта очень интригует. Будут ли сюрпризы, о которых мы еще не знаем?
— Мне бы не хотелось давать спойлеры. Скажу так: на нашем концерте вы сможете по-другому взглянуть на привычные вещи. Также мы постараемся показать, что классическая музыка не утратила актуальности. Она может быть проводником в мир Rammstein или наоборот — быть гидом из мира Rammstein во вселенную классики.
Беседовала Екатерина Соловей