Николай Свентицкий: русские театры — это лучшая реклама великой страны за рубежом
В рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялось подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве между Ассоциацией деятелей русских театров зарубежья, Российским государственным институтом сценических искусств и театром-фестивалем «Балтийский дом». О предмете и целях соглашения рассказал председатель правления Ассоциации, директор Тбилисского государственного русского драматического театра им. А.С. Грибоедова Николай Свентицкий.
— О чем удалось договориться в рамках встречи?
— Мы договорились о сотрудничестве в области развития и продвижения русской театральной школы за рубежом. Это крайне необходимый шаг. После распада СССР творческие коллективы лишились языковой среды и опытных специалистов: большинство мастеров ушли в мир иной, а новое поколение, к сожалению, не воспитали. Как следствие, возникли проблемы с основами преподавания актерских навыков. А ведь миссией русского театра в другой стране как раз и является сохранение чистоты языка и донесение его до зрителя.
У России есть не только сырье в виде нефти и газа, еще есть ценнейший продукт — ее культура
Решая проблемы по принципу «спасение утопающих дело рук самих утопающих», театры за рубежом не достигли особых успехов. Так возникла идея объединиться. По предложению генерального директора Театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергея Шуба и руководителя Международного фестиваля театров СНГ и Балтии «Встречи в России», который два десятилетия проходит в Санкт-Петербурге, была создана Ассоциация деятелей русских театров зарубежья. Сегодня Ассоциация — это 86 хранителей русской культуры из 31 страны мира, от Австралии до Америки.
— У такой масштабной организации наверняка существуют проблемы?
— В первую очередь, нам крайне недостает целевого финансирования.
— Неужели никто не помогает?
— Министерство иностранных дел, Министерство культуры и Союз театральных деятелей Российской Федерации прикладывают большие усилия для решения проблем русских театров зарубежья, но их явно недостаточно. Также четыре года назад Федеральное агентство поддержки гастрольной деятельности при Минкульте РФ обратило внимание на русские театры зарубежья и включило нас в свою программу, благодаря чему некоторые коллективы получили возможность показать свои спектакли в России. Но этого тоже, к сожалению, мало. Русским театрам зарубежья необходимо помогать на постоянной основе.
— И трехстороннее соглашение как раз направлено на это?
— Именно. То, что мы подписали соглашение о сотрудничестве между Ассоциацией деятелей русских театров зарубежья, Театром-фестивалем «Балтийский дом» и Российским государственным институтом сценических искусств — очень важный шаг. Вместе с педагогами РГИСИ планируется в самое ближайшее время начать программу по русской сценической речи. Педагоги института будут приезжать с мастер-классами и делиться своим бесценным опытом. Еще готовим базовый курс по «истории русского театра», что тоже крайне важно. Например, в Грузии, где я возглавляю Тбилисский русский театр им. А.С. Грибоедова, в театральных ВУЗах отсутствует эта дисциплина. Прискорбно, но многие молодые артисты не знают фамилии Качалова и Станиславского. Уверен, подобное положение дел — не только в Грузии.
— С каким ощущением вы подписывали соглашение?
— С ощущением надежды, что проект будет работать, как полноценная программа, которая нужна не только зарубежным русским театрам. Ведь русские театры — это лучшая реклама великой страны. У России есть не только сырье в виде нефти и газа, еще есть ценнейший продукт — ее культура.
— Как можно присоединиться к Ассоциации?
— Очень просто: зайти на официальный сайт и оставить запрос. К нам поступает очень много заявок, что подтверждает острую потребность в нашей работе. Мы намерены в дальнейшем реализовывать программы повышение квалификации, продвижения совместных проектов, участия в международных театральных фестивалях и многое другое. Однако нам необходимо решить главный вопрос государственной поддержки. Надеюсь, нас услышат.
— А пока решаются все эти вопросы, какова сегодня деятельность Ассоциации?
— Не буду за примером далеко ходить. С 9 по 11 ноября в Тбилиси впервые прошли «Петербургские встречи», которые стали настоящим мостиком культуры между нашими странами. С берегов Невы на берег Куры приехали артисты, музыканты, кинематографисты и педагоги.
Если мы в Грузии будем популяризировать Толстого, то неплохо бы в России начать читать Думбадзе или Руставели. Так в отношениях со всеми странами. Поезд должен идти в две стороны, потому что если он будет двигаться только в одну сторону, впереди нас ждет тупик
Тренинги по сценической речи и сценическому свету, которые провели специалисты Театра-фестиваля «Балтийский дом» Валентина Виноградова и Денис Солнцев прошли при полных аншлагах. Вот лучшее доказательство того, что мы работаем в правильном направлении.
— Что еще сегодня необходимо делать для развития межкультурной коммуникации?
— Любить друг друга, уважать и разговаривать на равных. Если мы в Грузии будем популяризировать Толстого, то неплохо бы в России начать читать Думбадзе или Руставели. Так в отношениях со всеми странами. Я всегда говорю, что поезд должен идти в две стороны, потому что если он будет двигаться только в одну сторону, впереди нас ждет тупик.
Беседовала Анна Прищепова