Александр Цыпкин: мы умрем, а наш сетевой образ останется

Александр Цыпкин: мы умрем, а наш сетевой образ останется

  5 декабря 2018
8 мин
Александр Цыпкин: мы умрем, а наш сетевой образ останется

Александр Цыпкин — один из самых ярких литературных  и театральных дебютов последнего времени. Автор бестселлера «Женщины непреклонного возраста» и создатель проекта «БеспринцЫпные чтения» быстро завоевал признание  и любовь российской публики. В откровенной беседе, состоявшейся после выступления на Деловой площадке Культурного форума, Александр рассказал о природе своего успеха, влиянии цифрового пространства на жизнь и творчество,  а также о ритмах человека XXI века.

 

— Александр, каким ветром вас занесло на Культурный форум, где вы приняли участие в дискуссии «Культура общения в цифровом пространстве»?

— Если я с чем-то и связан в этой жизни, то именно с цифровым пространством. Я — писатель, который вышел из сети, и мне удалось то, что многие считали маловероятным. Найти людей в онлайне и притащить их в оффлайн. Люди читали мои посты и рассказы в сетях, а теперь приходят в театральные залы услышать, как я и мои коллеги-актеры их читают. Мы посчитали, что у нас уже было под 100 000 зрителей за три года. Тем не менее, сетевая жизнь мне все также интересна и даже более, чем реальная. Как только у нас появится матрица, я тут же в нее перееду и подключусь.  Не сомневайтесь.

— Неужели сетевое пространство полностью вытеснило реальное?

— В цифровом пространстве мы вырастили вторую личность, которая намного важнее и влиятельнее, чем первая, просто потому что она 24/7 доступна неограниченному числу лиц. Мы встречаемся в реале, а потом, до следующей встречи, наблюдаем за сетями друг друга. Сейчас общаются не реальные личности, а личности в сети. В Москве у меня есть несколько близких друзей. Я хорошо знаю их ценности, взгляды, вкусы, мы находимся в постоянном контакте, но в реальной жизни я их никогда не видел, и, быть может, и не увижу. Да я к этому и не стремлюсь. Появился совершенно другой пласт общения.  

В цифровом пространстве мы вырастили вторую личность, которая намного сильнее, важнее и влиятельнее, чем первая. Сейчас общаются не реальные личности, а личности в сети.  Появился совершенно другой пласт общения. То, как выглядит твой аккаунт, гораздо важнее того, что у тебя внутри, какова твоя личность на самом деле

То, как выглядит твой аккаунт, сейчас гораздо важнее того, что у тебя внутри, какова твоя личность на самом деле. К сожалению или к счастью — решать каждому. Поэтому хорошо бы никому не врать и быть одинаковым везде. Повторюсь, реальные мы находимся там — в сети. Лично нас знают сто человек, в сети это число достигает миллионов. Вполне естественно, что люди в первую очередь считывают именно сетевой образ. За ним нужно следить, тщательно продумывать, как он будет развиваться. Нужно понимать, что сетевой образ бессмертен. Мы умрем, а созданный образ останется. По нему о нас будут судить наши внуки и правнуки.

— Феномен Александра Цыпкина обсуждают все. Сборник рассказов «Женщины непреклонного возраста и другие беспринцЫпные истории» стал абсолютным бестселлером. Как вы относитесь к своему творчеству?

— Я не считаю себя писателем в классическом, каноническом понимании этого слова. Я не совсем соотношу свою деятельность с литературным процессом. Он идет где-то параллельно. Я изначально пишу тексты для чтения со сцены, короткие емкие истории. Безусловно, меня радует то, что они пользуются популярностью у читателей. Но у меня никогда не было цели создать книгу как таковую. К большому сожалению, даже популярные книги выходят тиражом несколько десятков тысяч, и я сразу понял, что для массового эффекта нужно литературу вывести в сеть и на сцену. В чем-то чтения — это шоу-бизнес.

— Судя по вашей биографии, вам всегда были интересны истории людей. В какой момент вы поняли, что этот, скажем так, контент может перерасти в прозу?

— Мне действительно интересны истории, судьбы людей. Но идея перевести эти истории в прозу пришла не сразу. Проект реализовался, как только я понял, что смогу это монетизировать, а, значит, относиться к этому как к профессии. На это наложилась появившаяся необходимость донести свои, как мне казалось, глубочайшие мысли до общества. С чего я так решил, сказать сложно, но обществу придется потерпеть, пока у меня это пройдет.

— Вам пиар-восприятие действительности писать не мешает? Есть ли здесь конфликт или он надуман?

— PR-мышление мне только помогает. Но особенно мне помогает журналистский бэкграунд. Написать PR-историю в разы труднее, чем традиционный рассказ. Все понимают, что ты это делаешь ради продвижения товара или услуги. При этом ты должен зацепить те же самые струны, что и в привычном литературном жанре. Поэтому работа пиарщика намного сложнее, чем работа писателя на мой, субъективный взгляд.

— В ваших проектах участвуют звезды отечественной сцены. Как вы себя чувствуете среди этих людей?

— Я всегда  чувствую себя  «своим» в кругу людей, с которыми мне приятно общаться. «Чужим» я себя ощущаю с людьми, которые мне неприятны. Независимо от их статуса. Для меня нет разницы — это коллеги по «Мегафону» или коллеги по сцене. Особого ощущения от того, что я часто общаюсь с известными людьми, у меня нет. 

Я обожаю современную жизнь и ее скорости. Скажу больше, мне этих скоростей не хватает. Мне немножко медленно. За два года у меня прошло не меньше 150 выступлений. Позавчера я был во Владивостоке, потом прилетел в Хабаровск, оттуда — в Москву, потом — в Питер. На очереди — Ярославль и Тюмень

Все-таки уже староват просто восхищаться самим фактом чей-то известности. Я много учусь у тех, с кем работаю. Плодотворное сотрудничество сложилось с замечательными актерами и актрисами. К примеру, с Константином Юрьевичем Хабенским мы выходили на сцену уже раз двадцать, и это каждый раз для меня урок, он же и тексты мне помогает править и как читать учит. А Аня Меликян меня обучает сценарному искусству. Они, конечно, мучаются, но я им обещаю стакан воды в старости. В общем, я — ученик, и это здорово.

— Вы такой разный — и одаренный рассказчик, и светский бонвиван, и человек, выступающий в хосписе перед смертельно больными людьми. Вы в этой жизни что ищете? Что для вас является подлинной ценностью?

— Безусловно, я с большим уважением отношусь к традиционным ценностям. Вы знаете хоть одного человека, которому не важны семья, дети и все остальное? Как только найдете такого человека, дайте знать, я про него напишу рассказ. А вообще мне сейчас в жизни катастрофически не хватает свободного времени и сна.

— Все ругают современную жизнь за суперскорости и неумение человека затормозиться, замедлиться, зависнуть, подумать. Вас это смущает? Раздражает? В каком темпе живете вы?

— Я обожаю современную жизнь и ее скорости. Скажу больше, мне этих скоростей не хватает. Мне немножко медленно. За два года у меня прошло не меньше 150 выступлений. Позавчера я был во Владивостоке, потом прилетел в Хабаровск, оттуда — в Москву, потом — в Питер. На очереди — Ярославль и Тюмень. Мой график расписан до Нового года. Я живу в сумасшедшем ритме, но времени все равно не хватает. Много новых проектов, которые хочется реализовать. В кино собираюсь представить два больших сериала, надеюсь получится. С проектом «БеспринцЫпные чтения» планирую выйти на зарубежные рынки. Сейчас мои рассказы активно переводятся. На этот раз истории прозвучат в исполнении зарубежных артистов. В России я работаю с лучшими из лучших. За рубежом собираюсь привлечь артистов такого же масштаба. Надеюсь, мне удастся удержать высокую планку и в других странах.

— Как вы относитесь к теории «здесь и сейчас», про которую не упомянет только ленивый?

— Я живу сегодняшним днем, не смотрю в прошлое, не заглядываю в будущее. У меня нет четких планов. В любой момент все может поменяться. Неожиданно мне в голову может прийти новая идея. Может, я закончу с литературой и займусь чем-то принципиально другим. В моей жизни все только так и происходит. Я ничего не планирую больше, чем на полгода-год вперед. Ни место проживания, ни город, ни род занятий. Любовь в моей жизни есть. Остальное не имеет особенного значения.

 — Как выглядит один день из жизни Александра Цыпкина?

— Проснулся. Поработал. Лег спать. Отдых в этом цикле отсутствует. Я все время чем-то занят. Для меня работа — развлечение и фан.

Беседовала Елена Прилашкевич