«Амбивалентность» глазами врачей
В кинопрокате — новый отечественный киношедевр, подлинный, настоящий. Тема «Амбивалентности» — очень непростая, но тем нужнее про нее говорить, ведь психологической зрелости нашему обществу отчаянно не хватает. Мы пообщались со специалистами в области психологии и психиатрии и узнали их мнение о новом фильме Антона Бильжо.
Ольга Сорина, психолог, руководитель центра психологической помощи «Вдох»
Правда редко бывает односложной. Я не доверяю тебе и пытаюсь что-то найти. В этом — правда. А не в том, любишь ты меня или нет
«Вчера ходила на фильм Антона Бильжо "Амбивалентность". Пронзительное и сильное кино. Фильм про двух друзей-психиатров, которые исследуют свои и чужие границы. Без умысла, просто так получается. Вообще все это делают, не только психиатры.
Когда думала, как же о фильме рассказать, поняла что для меня он не про психиатрию как таковую. Не про норму и патологию. А про поиски правды. Каждый герой мучительно ищет свою правду. Поиск этой правды начинается, когда они перестают доверять другому. Другу, подруге, любимому человеку. И после потери доверия этот поиск может длиться бесконечно. Мы можем расходиться, сходиться, сближаться и отдаляться. И, что самое интересное, в самом этом поиске и будет правда. Я не доверяю тебе и пытаюсь что-то найти. В этом — правда. А не в том, любишь ты меня или нет. Правда редко бывает односложной.
Вообще хожу уже второй день и думаю про героев, про то, могло ли все быть по-другому или то, как вышло, единственный возможный вариант. И склоняюсь к тому, что, скорее всего, все так бы и было. Фильм очень правдивый. Есть пара косяков про психиатрию, на мой взгляд. Но это детали. Это не главное. Главное, что правда у каждого своя».
Ирина Пантелеева, психолог-сексолог
Эмоционально-романтическая, платоническая связь со своим ребенком, эротическая и сексуальная с другом ребенка (а для кого-то с собственным ребенком), вместо того, чтобы иметь это со своим супругом, — это территории, куда родителям категорически запрещено ходить!
«Новый фильм "Амбивалентность" — интересно, сильно, на одном дыхании. Любовь и ненависть, страсть и ревность, дружба и предательство. Для меня это фильм про очень тонкую грань, которая отделяет норму от патологии. Кто-то переходит эту черту.
А еще этот фильм про тень — самую подавленную и вытесненную часть, которая есть в каждом из нас, и тот герой, который больше всего выбешивает, тот, скорее всего, и отражает эту тень. Вот смотришь фильм и думаешь, что так неправильно, что это ужасно, но нет никаких гарантий, что это не может произойти с тобой или твоей семьей.
Два друга-студента, будущие психиатры, производят с первых минут фильма противоположное впечатление. Один — примерный и правильный мальчик, домашний и воспитанный, другой — разгильдяй и нарушитель порядка. И если давать оценку каждому из них через призму черно-белого мышления, то первый, конечно, оценивается положительно, а второй осуждается. Но на убийство идет «хороший». И если замечать нюансы, то можно обнаружить тревожные звоночки «правильного» мальчика. Ему 26 лет, а он все еще живет с родителями. Почему? Первый вывод — нет сепарации от родителей. Почему? Что-то здесь не так. У него нет девушки и, похоже, что и не было никогда. В 26 лет это странно. И вот мы видим, как он приглашает свою маму на концерты и в театр, дарит ей цветы. Кто-то скажет, что маме повезло с сыном. Но на самом деле, у парня нарушения в психосексуальном развитии, и с точки зрения психоанализа у него не прожит Эдипов комплекс. В возрасте 3-6 лет для мальчика мама — источник удовольствия, он видит в ней своего партнера и стремится устранить отца. В этом возрасте мальчики хотят жениться на своих мамах. И это нормально. Но если эта стадия не завершается благополучно, и мальчик не делает выводов, что мама — не его женщина, а папина, то он продолжает бессознательно хотеть только ее. Он, скорее всего, так никогда и не женится, потому что мама — единственная женщина в его жизни, и ни одна девушка не сможет превзойти ее. Задача родителей — помочь ребенку прожить эту стадию, проведя границу и показывая, что самые близкие отношения возможны только между супругами. Но в этой истории родители этого не сделали, и более того, мама создала более сильную эмоциональную связь с сыном, сделав его тем самым суррогатным партнером. И теперь, когда мальчику 26 лет, и у мамы случается роман с другим мужчиной, он начинает следить за ней как ревнивый обманутый супруг. И ревность доводит его до убийства соперника, после чего мама становится его пациенткой, попадая в психиатрическую клинику. Теперь уже она не сможет изменить своему мальчику никогда. Трагизм истории в том, что соперником оказывается его лучший друг, тот самый разгильдяй и бунтарь. Ему тоже 26. Роман с мамой друга начинается в лифте, где они оказываются вдвоем по воле обстоятельств. И первой переступает черту мама. Что толкает взрослую женщину на это? Она идет на поводу своего сексуального влечения, предавая мужа и обманывая сына. Какие мотивы стоят за этим поведением, и какие потребности она стремится удовлетворить? Ей далеко за 40. И это не значит, что в этом возрасте не может быть страсти и влюбленности. Но в этом возрасте способы реализации этого будут другие. Она ведет себя, как будто ей 17, следуя за своим влечением и не оценивая последствия. Однажды начавшаяся сильная страсть, заканчивается трагедией для всех участников этой истории. Эмоционально-романтическая, платоническая связь со своим ребенком, эротическая и сексуальная с другом ребенка (а для кого-то с собственным ребенком), вместо того, чтобы иметь это со своим супругом, — это территории, куда родителям категорически запрещено ходить! Отсутствие здоровой сексуальности родителей, нарушения в их психосексуальном развитии, эмоциональная и личностная незрелость непременно повлияют на эти же категории у детей и приведут к необратимым трагическим последствиям».
Виктория Кочина, co-founder и ведущий психолог студии «Ресурс»
В фильме очень талантливо раскрываются важнейшие сегодняшние темы: инфантилизм взрослых, на первый взгляд, людей, страх взросления; эмоциональный вакуум отдельной личности и внутри с виду благополучной семьи, где каждый борется своими средствами с собственным эмоциональным заточением
«Существует большое количество определений понятия "норма". И это дает широкий простор для толкований. Что есть норма, а что — нет? Кто нормален, кто — нет? В фильме "Амбивалентность", на мой взгляд, этим пронизан весь сюжет. Одно из определений: нормальным считается состояние организма или органа, которое не нарушает его функционирования. Но если это нарушает функционирование окружающих? И, как говорит в фильме один из персонажей: "Тогда эти окружающие обращаются за помощью для душевнобольного человека к ним, психиатрам". Но в таком контексте каждый из нас, так или иначе, может нарушать "функционирование" окружающих людей.
Вполне обычная история — любовный треугольник. Необычны участники этого треугольника: два молодых человека, два друга и женщина, мать одного из них. И в фильме очень талантливо на примере этой истории раскрываются важнейшие сегодняшние темы: инфантилизм взрослых, на первый взгляд, людей, страх взросления; эмоциональный вакуум отдельной личности и внутри с виду благополучной семьи, где каждый борется своими средствами с собственным эмоциональным заточением, как следствие — неумение чувствовать, понимать свои чувства и выражать их; глубокое одиночество, которое герои даже не могут идентифицировать; потребность и неумение любить; эгоизм и размытость социальных и нравственных представлений — что нормально, а что нет?
Фильм создает ощущение темного и светлого пространства, такого же, как и наша жизнь. Но это пространство не уничтожает, оно — о трансформации, о честности перед собой, о возможности изменений для каждого из героев картины и о том, как они эти возможности используют.
Фильм тонкий, атмосферный. Фильм для тех, кто не боится глубоких чувств и эмоций, для тех, кто хочет думать, для тех, кому интересны смыслы и интерпретации смыслов. Для тех, кто готов посмотреть в себя и задать вопрос — а какой сейчас я? И может быть, даже ответить на него».
Татьяна Мартыненко, практикующий психолог, аккредитованный гештальт-терапевт и супервизор (в соответствии со стандартами EAGT)
Бильжо показывает и сгущает проблемы современного общества. Общества, в котором мужчины инфантильны и слишком зависят от женщин, но во что бы то ни стало, стремятся доминировать. В котором женщины не поддержаны в своих желаниях и нуждах, предпочтениях, эмоциях. Общества, в котором сексуальная свобода и материнство пока несовместимы
«Несмотря на некоторый гротеск, присущий российскому кинематографу, фильм получился хорошим и нужным. Его герои — ожившие посты из социальных сетей, горячие темы околопсихологических публикаций. Персонажи укрупненные, местами нереалистичные, но это можно простить ввиду того, что, по законам кино, фильм должен быть понятным и зрелищным для широкой аудитории.
Он показывает и сгущает проблемы современного общества. Общества, в котором мужчины инфантильны и слишком зависят от женщин, но во что бы то ни стало, стремятся доминировать. В котором женщины не поддержаны в своих желаниях и нуждах, предпочтениях, эмоциях… Общества, в котором сексуальная свобода и материнство пока несовместимы.
Умение проживать амбивалентность — главный признак психологической зрелости, которой символично не достает героям, помещенным в центр этой драмы. Впрочем, стремление разобраться в себе вызывает большое уважение.
Картина изобилует психологизмами, и это говорит о том, что психологическая грамотность становится нормой. Что, на мой взгляд, не может не радовать».
Дмитрий Ковпак, врач-психотерапевт, к.м.н., доцент кафедры общей, медицинской психологии и педагогики СЗГМУ им. И. И. Мечникова, председатель Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, вице-президент Российской Психотерапевтической Ассоциации
Нет здоровых — есть недообследованные. Особенно если вы — психиатр. А вокруг не только психиатрическая больница с очевидными диагнозами пациентов и раскрывающимися странностями коллег, но и условно адекватный мир с условно здоровыми друзьями и родственниками
«Нет здоровых — есть недообследованные. Особенно если вы — психиатр. А вокруг не только психиатрическая больница с очевидными диагнозами пациентов и раскрывающимися странностями коллег, но и условно адекватный мир с условно здоровыми друзьями и родственниками. Вооружен ли ты профессиональными знаниями о людях или они — к великой печали? Психопаты и невротики, паническая атака и прилив страсти, экзистенция и сексуальность, смыслы и ценности — вот что предлагает нам увидеть вблизи режиссер Антон Бильжо, чей отец-психиатр тоже работал в «маленькой психиатрической больнице города N». В фильме много аллюзий на разрушительную силу страсти и граней безумия из книг и кинофильмов. Не случайная драма закономерно заканчивается системным кризисом всех вовлеченных пациентов "Амбивалентности"».