Мария Сёмушкина / «Усадьба Jazz»: сегодня в музыке исчезают любые рамки и барьеры
Каждый раз, общаясь с Марией Сёмушкиной, которая 16 лет назад придумала первый в России семейный музыкальный фестиваль «Усадьба Jazz», поражаешься масштабу личности и умению четко держать свою линию среди десятков других музыкальных фестивалей страны. Так было и на этот раз — один «переезд» в «Коломенское» чего стоит.
— Фестивальное движение — это наша отдельная «курортная» жизнь в своем собственном городе. А для вас, как для организатора, что это значит — фестиваль?
— Когда закончился первый фестиваль «Усадьба Jazz», ко мне пришло очень четкое понимание, что все, чем я занималась до этого, было так… не очень серьезно. Фестиваль — это как наркотик: ты либо бросаешь его, либо «подсаживаешься» и уже не можешь без него жить. Сейчас я живу от лета до лета, от фестиваля до фестиваля, между которыми езжу по другим крупным джазовым событиям по всему миру, знакомлюсь с новыми музыкантами, которых вместе с агентством ArtMania привожу в Россию и зачастую впервые. Я считаю себя человеком со счастливой судьбой: я занимаюсь любимым делом, заражаю людей вокруг отличной музыкой, обмениваюсь с ними положительной энергией. Когда до фестиваля остается совсем немного времени, тебе кажется, что ты совсем опустошен, но музыка, эмоции людей, атмосфера сотворчества возмещают эту энергию в стократном объеме.
— В каком возрасте вы сами начали «фестивалить», и что это были за мероприятия? Какие самые яркие воспоминания юности с фестивальных «полей» остались в памяти?
Я считаю себя человеком со счастливой судьбой: я занимаюсь любимым делом, заражаю людей вокруг отличной музыкой, обмениваюсь с ними положительной энергией
— Я ходила на концерты с самой ранней юности, сколько себя помню. Ярко запомнились концерты, которые устраивались в 1990-е на «Горбушке»: «Гражданская Оборона», «Монгол Шуудан». Огромным событием стал концерт памяти Виктора Цоя, он прошел через год после его смерти в «Лужниках», и на нем собралось более 80 000 человек. Позже я переехала учиться в Будапешт, где в те времена можно было увидеть очень много актуальных и ярких музыкантов: в памяти остались концерт Бьорк в 1995 году (это был ее творческий пик после триумфальных альбомов Debut и Post), U2 с туром Zooropa, Pink Floyd с невероятным шоу P-U-L-S-E. В России фестивальной культуры тогда толком не было, если не считать фестиваль «Нашествие»… Так что когда мы делали первый фестиваль «Усадьба Jazz», то во многом опирались на опыт моих поездок на разные крупные европейские мероприятия и концерты.
— В том году мы отпраздновали 15-летие «Усадьбы». Куда движемся дальше?
— Фестиваль развивается, и его лайнап становится все более амбициозным. В Москве мы переехали на более крупную площадку: с грустью расстались с любимой усадьбой «Архангельское», где родился наш фестиваль, и переехали в «Коломенское». Для меня важно, чтобы наш фестиваль не ограничивалась какой-либо аудиторией, чтобы мы находили способы привлекать все больше людей. И одновременно очень важно сохранить атмосферу «Усадьбы Jazz», благодаря которой на фестиваль ходит уже несколько поколений любителей музыки.
Сегодня в музыке исчезают любые рамки и барьеры: времена, когда «металлисты» и «рэперы» били друг друга на улицах, давно прошли, сейчас считается хорошим вкусом быть информированным относительно самых разных жанров музыки
Я убеждена, что люди приходят к нам не только ради имен на афише, но из-за сочетания музыки, архитектуры, развлечений, приятных лиц — сложное переплетение всех этих элементов в итоге и создает магию «Усадьбы». Нам невероятно повезло с площадкой в Санкт-Петербурге! Елагин остров — одно из красивейших мест в городе, и я всегда уезжаю с фестиваля с легким сердцем. А вот задача сохранить нашу «усадебную» атмосферу в московском парке «Коломенское» — это серьезный challenge, с которым нам предстоит справиться.
— Какие современные тенденции в музыке вам кажутся самыми важными? Каким образом фестиваль их отражает?
— В музыке исчезают любые рамки и барьеры: времена, когда «металлисты» и «рэперы» били друг друга на улицах, давно прошли, сейчас считается хорошим вкусом быть информированным относительно самых разных жанров музыки. И наш фестиваль предоставляет такую возможность: здесь и великая кубинская певица Омара Портуондо, знакомая многим по Buena Vista Social Club (не пропустите концерт — это ее прощальный тур!!!). И потрясающий ударник Макайя Макрейвен, который записывает джаз будущего — музыку, объединяющую хип-хоп, фольклор, африканский фанк. И любимая многими петербуржцами группа «Сплин» со специальной программой Unplugged, услышать которую можно будет только у нас. И уникальный безо всяких кавычек виртуоз-балалаечник Алексей Архиповский, который, по сути, заново придумал этот народный инструмент, освободил его от налета лубочности. С помощью нашего фестиваля посетители могут сформировать картину того, что происходит сейчас не только в джазе, но и в world music, рок-музыке.
— Вы всегда уделяете большое внимание детской программе. Почему для вас это так важно? Что нового ждет посетителей с детьми в этом году?
— Мы всегда делали фестиваль как для себя — я вообще убеждена, что лучшие вещи, которые у тебя получаются, ты делаешь «как для себя». И в определенный момент, когда я стала мамой, то поняла, что в Москве практически нет мероприятий, на которые можно отправиться с детьми, где им будет весело и интересно. Поэтому «Усадьба Jazz» стала первым музыкальным фестивалем для всей семьи — и остается таковой по сей день. Отправляясь на наш фестиваль, можно быть уверенным, что вашему ребенку не будет скучно: он сможет научиться чему-нибудь полезному в игровой форме, пройти квест, поиграть со сверстниками или послушать талантливых детей-музыкантов и тоже заразиться музыкой. Следите за нашими соцсетями и сайтом, где будут появляться новые участники фестиваля и информация о других развлечениях: маркете, фуд-корте, арт-пространстве. У нас для вас еще будет много сюрпризов!
Беседовала Екатерина Соловей
Фото: Татьяна Хессо