Андрей Ковалев: сейчас нет возможности опираться на собственную профессию
Участник «Большого семейного фестиваля», педагог, автор книг по дистанционному обучению, преподаватель ИТМО рассказал нам о тех метанавыках, которые сегодня нужны решительно всем — и детям, и взрослым.
— Какие навыки пригодятся ребенку через 10-20 лет на ваш взгляд?
— Что ребенку, что взрослому — на самом деле, разницы никакой нет. Есть ряд навыков, которые необходимы для успешного функционирования в обществе и качественной жизни. Первый такой большой метанавык — взаимодействие с другими людьми. Это то, что не смогут сделать ни роботы, ни автоматы, ни программы: умение общаться, взаимодействовать, умение понимать других людей и собирать команды, слушать/слышать других, разговаривать, презентовать и т.д. Умение взаимодействовать с другими людьми. Сейчас, для того чтобы дети чувствовали себя хорошо, уверенно через 10-20 лет, важно учится взаимодействовать, общаться, собирать команды, управлять людьми и т.д.
Второй большой метанавык — работать с информацией: находить нужную, анализировать, синтезировать, делать мозговые штурмы. Третий большой метанавык — жить в условиях неопределенности. Это значит принимать решения, умение нести ответственность за свои решения, умение быстро учится новому, переучиваться, забывая старое, быть любопытным, давать/получать обратную связь, развивать свои таланты и навыки.
Этому важно учится прямо сейчас: взаимодействовать с людьми, работать с информацией, жить в условиях неопределенности и ставить и достигать свои цели. Эти 4 метанавыка наиважнейшие абсолютно для всех: и для взрослых, и для детей
Сейчас нет возможности опираться на собственную профессию или должность, какие-то регалии, потому что всё это меняется и крайне быстро. Бывает, люди рассчитывают на собственную должность, на какую-то работу, она потом неожиданно исчезает (компания закрывается/увольняют человека), и он оказывается в ситуации, когда нужно искать что-то новое. То бишь, приходится рассчитывать не на профессию, даже не на капитал, а на собственные навыки, знания, которые позволяют в любой ситуации чувствовать себя уверенно. Ну и четвертый метанавык — ставить и достигать цели. Понимать, что я хочу, умение поставить цель, привлекать нужные ресурсы для достижения этой цели. То есть, поставил цель, достиг за счет чего? За счет того, что понял, какие ресурсы необходимы, какие ограничения есть и реализовал то, что задумал. По сути, вот эти 4 метанавыка наиважнейшие абсолютно для всех: и для взрослых, и для детей. И этому важно учится прямо сейчас — взаимодействовать с людьми, работать с информацией, жить в условиях неопределенности и ставить и достигать свои цели.
— Нужна ли нам американская система выбора и изучения только тех предметов, которые родители вместе с ребенком выбрали сами?
— Я думаю, что имеет смысл предоставлять людям пространство для выбора траектории развития. И об этом очень много говорится, но мало делается. То есть, есть понятие «индивидуальная образовательная траектория», которая подразумевает то, что каждый ученик может выбирать тот путь, который для него оптимален.
Тьюторы помогают ребенку проанализировать его сильные стороны, предрасположенности и, исходя из этого, создавать индивидуальную траекторию развития
Здесь очень важно, чтобы это было осознанно и профессионально сделано, то есть в этом участвуют не только ребенок с родителями, но и профессионалы, тьюторы, которые помогают ребенку проанализировать его сильные стороны, предрасположенности и, исходя из этого, создавать индивидуальную траекторию развития. Существует целый институт, направление тьюторское, оно развивается. Тьютор — не учитель, который просто преподает информацию, а человек, который составляет уникальную образовательную траекторию и сопровождает в процессе.
— Есть ли у современной государственной школы хоть какие-то шансы успеть за актуальной повесткой в плане навыков? Или даже надеться не стоит, расслабиться и получать хорошее (по возможности) базовое образование?
— Она устарела. Идут, конечно, попытки что-то изменить, однако всё больше людей переходит на домашнее обучение или другие альтернативные форматы образования, и их можно понять. Потому что современная школа дает не так много полезного и занимает очень много времени: тратить 11 лет на получение тех навыков, которые получают современные школьники, нецелесообразно, ведь можно получить быстрее, проще, лучше.
— Что из школьного образования пригодилось по жизни лично вам?
— Из школьного однозначно пригодился английский. Русский/литература — умение правильно говорить и писать. Математика — умение решать задачи, выкручиваться, объединятся с другими людьми.
Беседовала Екатерина Соловей