Наталья Павлова, оперная певица: везде хорошо, когда тебе хорошо с самим собой
30 июля в Мариинском театре — закрытие сезона: дают «Травиату» с Натальей Павловой в главной роли. А в августе героиня нашего интервью дебютирует на знаменитом Эдинбургском фестивале в роли Татьяны Лариной в «Евгении Онегине». Выпускница московской консерватории, она решилась на переезд в Петербург, мечтая выступать в Мариинском театре. Мы расспросили Наталью, о том, как ее встретила Северная столица, и что произошло в ее творческой жизни за последнее время.
— Волновались ли вы, переезжая из Москвы в Петербург?
— Переезжая в Санкт-Петербург, я не волновалась совсем: если артисту важна карьера, то он должен быть готов к постоянным переездам и адаптироваться к любому месту. Пять лет назад Мариинский театр стал моим первым театром. Первый год пребывания в Санкт-Петербурге был связан с ежедневной работой над собой. Тогда я не знала ни одной вокальной партии, ни одной оперы полностью. Каждый день я посвящала изучению новых партий и итальянского языка, пела в концертах и только в конце года получила первую партию в спектакле.
— Как вас принял город?
— Я не задумывалась над тем, как он меня примет, на это просто не было времени. Приходилось выживать не финансово, а быстро адаптируясь к тому положению, в котором вокалисты моего возраста находились на тот момент. Стиснув зубы, учила несколько опер одновременно, и к концу года на моем счету было около десяти оперных партий.
— А зачем всё это? Какие цели вы перед собой ставили?
— Цели масштабные: выступления на лучших мировых сценах, сотрудничество с ведущими мировыми театрами, премия Грэмми (улыбается). И как средство для достижения — техническая и эмоциональная свобода на сцене.
— На какой спектакль Мариинского театра стоит сходить в новом сезоне?
— Моим личным потрясением стал балет «Парк», рекомендую всем и каждому с любым составом солистов.
— А с вашим участием?
— Конечно, «Травиата». Это моя самая любимая постановка в театре.
— За время проживания в городе у вас появились любимые места, места «силы»?
— В жизни любого артиста наступает момент, когда хочется уединения. Лучше всего для этого подходят парки. Я обожаю Летний сад, Юсуповский сад, люблю почитать книгу в атмосфере Новой Голландии, что может быть более восстанавливающим?!
В жизни любого артиста наступает момент, когда хочется уединения. Лучше всего для этого подходят парки. Я обожаю Летний сад, Юсуповский сад, люблю почитать книгу в атмосфере Новой Голландии
Зимой с этим сложно, а вот лето в Санкт-Петербурге — прекрасное. Белые ночи — уникальное романтическое время и природное явление, можно встречать рассвет на крышах и гулять вдоль каналов.
— Фестиваль «Классика на Дворцовой», в котором вы принимали участие, собрал на сцене певцов из разных городов и стран. Как вы готовились к этому событию и каково было выступать перед таким количеством зрителей?
— Для этого выступления я прилетела из Лондона, где пела с Лондонским симфоническим оркестром. Open-air — это всегда волнительно. Моральная подготовка очень важна: выходя на сцену, ты понимаешь, что никакого второго дубля у тебя нет. Мы в этом плане артисты одного дубля: просто выходишь на сцену и выкладываешься по максимуму. Это очень большая ответственность перед зрителями, которые ждали этого концерта. Они в свою очередь дарят тебе неповторимую энергию, чувствуя которую ты понимаешь, что делаешь нечто особенное. С репетициями у вокалистов всё просто: вначале репетиция под фортепиано, потом генеральная репетиция с оркестром и выступление, так происходит на всех мировых сценах.
— Мариинский театр считается одним из лучших в мире. Что для вас театр и как вы оцениваете свое сотрудничество с Мариинкой?
— Мариинский театр можно назвать фабрикой по производству спектаклей. Он дал возможность получить опыт, который сложно с чем-то сравнить. Меня взяли после прослушивания без блата и опыта, дали возможность для развития и реализации. Это еще раз доказывает, что если ты готов работать, то всё реально. Мариинский театр стал для меня площадкой для старта, которая открыла большие возможности, благодаря им я могу выступать на лучших мировых площадках.
Мы — артисты одного дубля: просто выходишь на сцену и выкладываешься по максимуму. Это очень большая ответственность перед зрителями, которые ждали этого концерта. Они в свою очередь дарят тебе неповторимую энергию, чувствуя которую ты понимаешь, что делаешь нечто особенное
Я благодарна за веру в меня. Из-за европейских контрактов и постоянных гастролей сейчас я нечасто выхожу на сцену Мариинки, но всегда с радостью возвращаюсь в театр. Опыт, приобретенный за годы в театре, научил меня правильной подаче материала в Европе, а теперь, получая европейский опыт, я возвращаюсь в Мариинку с правильно подготовленным репертуаром. Например, репетируя итальянские партии в Италии с местными преподавателями, я совершенствуюсь как исполнитель, что помогает мне улучшать профессиональный уровень. И так происходит в любой стране, просто нужно стремиться получить опыт. Конечно, большая разница между репертуарным театром, которым является Мариинский, и европейской контрактной системой выступлений. В Европе выступление планируются минимум за год, потому артисту дают большое количество времени для репетиций и занятий с педагогом, что позволяет отточить каждую ноту.
— При таком плотном графике отдых жизненно необходим. Как вы предпочитаете отдыхать?
— Для меня очень важна вода. Мне кажется, что вода снимает любую усталость и успокаивает. В Петербурге это каналы и Финский залив. Еще я безумно люблю море, для меня невероятное счастье посидеть на берегу, посмотреть на волны. Но для полного расслабления этого недостаточно. Я считаю, что хорошо могут восстанавливать три вещи: массаж, баня и хороший секс (смеется).
— Расскажите о самом ярком моменте, связанном с нашим городом.
— Это поцелуи под полной луной на Поцелуевом мосту.
— Сейчас вы все чаще выступаете в Европе и практически живете на несколько стран. Как такая занятость позволяет поддерживать связи с друзьями, влияет ли это на ваш круг общения?
— Безусловно, круг общения расширяется: каждый концерт и каждый проект связан с людьми. Мне в этом плане очень везет, и в каждом проекте я встречаю близких по духу людей, которые рады общению. Например, на постановке «Онегина» в США у меня появилась 55-летняя подруга. С ней мы устраивали велопрогулки к океану и всячески дурачились, она была готова к приключениям и в отличие от моих сверстников ей было не лень. Такие люди сопровождают меня всю жизнь, они как лучики света.
Всегда приятно знать, что где-то на другом конце земного шара у тебя есть близкий по духу человек. Возможно, это связано с профессией, потому что мы всю жизнь путешествуем, а возможно, это моя маленькая суперспособность
Всегда приятно знать, что где-то на другом конце земного шара у тебя есть близкий по духу человек. Возможно, это связано с профессией, потому что мы всю жизнь путешествуем, а возможно, это моя маленькая суперспособность. Знаете, как говорят «подобное притягивает подобное». Есть и близкие люди, дружба с которыми длится годами, которым можно позвонить в любое время, и они выслушают тебя. Я часто приглашаю друзей в гости, и они прилетают из разных стран на мои спектакли, а когда есть свободное время, мы с радостью гуляем по городу и много разговариваем.
— Возвращаясь к Петербургу. За эти годы вам удалось посмотреть самые интересные места города? Ваш личный топ?
— Мне очень нравятся петербургские крыши, всем рекомендую такую экскурсию. Гулять вдоль каналов можно без экскурсоводов, просто глазеешь на здания и вдохновляешься красотой. Всегда жду навигацию и прогулки по рекам и каналам. Из музеев люблю Эрмитаж, Русский музей и дом-квартиру Блока, желательно, когда нет большого скопления туристов, что большая редкость, особенно для Эрмитажа и Русского музея. Петергоф прекрасен весной, когда фонтаны еще не работают, но уже пригревает солнце и немноголюдно. Сложно составить топ, просто выбирайте место, а красота будет повсюду — в этом главная особенность города. Ну а самое прекрасное место недоступно для остальных — это мой подоконник, на котором можно сидеть с чашкой кофе или бокалом шампанского, любуясь видом на Крюков канал. Наверное, везде хорошо, когда тебе хорошо с самим собой.