Юрий Вагин, врач-психотерапевт: придумайте для себя ритуал и всегда повторяйте его в стрессовых ситуациях
Юрий Вагин, автор книги «Доктор, у меня стресс. Психозы и страхи большого города», которая недавно вышла в издательстве АСТ, рассказал Тайм Аут Петербург о первых признаках стресса в своей авторской колонке.
«Сто тому назад в России жил академик Иван Петрович Павлов, который много издевался (зачеркнуть) экспериментировал над животными и поэтому сделал много великих открытий. Однажды академик Павлов взял стеклянный ящик (аквариум), разделил его стеклянной перегородкой на две части, в одну часть посадил кошку, а в другую — несколько мышек. У мышек формально было все, что необходимо для полноценной жизни: тепло, еда, вода и другие мышки. Единственная проблема — рядом постоянно была кошка, от которой невозможно было сбежать. И мышки на глазах у ученого начали терять интерес к еде, воде, друг другу и вообще — к жизни, у них начинали выпадать волосики, появлялись язвы желудка и кишечника, поднималось артериальное давление и в течение семи дней мышки благополучно отдавали богу душу.
Понимаете, к чему я клоню? Наличие нерешаемой проблемы в жизни человека не просто отравляет жизнь, но и сокращает ее. Психологи знают, что если в коллективе из 10 человек нужно сократить половину, а уволить можно только одного, потому что у остальных дети, жены и мужья на иждивении, то, тот один, которого уволят, — не заболеет. Он будет страдать, переживать, но не заболеет. А оставшиеся девять, которые не знают, кого и когда уволят, через пару месяцев от напряжения заболеют все.
И первые признаки плохого, так называемого дистресса ― это потеря интереса и удовольствия от жизни, постоянная усталость, апатия, слабость, неприятные ощущения в теле и повышенная заболеваемость. С подобными жалобами люди, находящиеся в стрессовой ситуации месяцами, ходят по врачам, пытаясь вылечиться. Но скажите мне, может ли вылечиться человек, который сидит голой попой на раскаленной плитке, если он будет систематически мазать ее (попу) мазью от ожогов. Нет, не сможет. Лечение последствий стресса начинается с ликвидации стрессовой ситуации. Сначала снимаем с раскаленной плитки, а потом уже мажем пострадавшие места мазью от ожогов.
То, что для вас ваша уникальная жизненная ситуация, из которой вы не знаете выхода, для психолога — 258-й случай в его практике. Он может и должен предложить вам на выбор несколько вариантов решения вашей проблем. А вы должны только выбирать
Хорошо, это мы поняли, скажете вы, но что делать, если ты знаешь, как выйти из стрессовой ситуации. Вот для этого и нужна помощь психолога или психотерапевта. То, что для вас ваша уникальная жизненная ситуация, из которой вы не знаете выхода, для психолога — 258-й случай в его практике. Он может и должен предложить вам на выбор несколько вариантов решения вашей проблем. А вы должны только выбирать. В 9 из 10 случаев стрессовые ситуации разрешимы.
Вот, думаете, ситуация кошки и мышек неразрешима? Разрешима. Если бы мышки были чуть умнее, если бы они набрались смелости, перестали жаться по стенкам и подошли прямо к кошке, то убедились бы, что они — самые счастливые мышки на свете. Они — единственные мышки на свете, которые могут хоть каждое утро подойти буквально к носу кошки, повернуться к ней спиной, показать ей попу (зачеркнуть) нижнюю часть спины, и им ничего за это не будет.
А что же делать, если мы пока не можем найти выход из стрессовой ситуации, а хорошего психолога или психотерапевта под рукой нет.
Рассказываю. Несколько лет тому назад в прокат вышел очень неплохой фильм «Расплата» с Беном Аффлеком в главной роли. Если вы его смотрели, то помните, что главный герой в ситуациях крайнего стресса всегда повторял детскую считалочку: «Соломон Гранди в понедельник родился, во вторник крестился, в среду женился, в четверг занемог, в пятницу слег, в субботу скончался, в воскресенье отпели, так и жизнь пролетела, считай за неделю». Его по этой считалочке в конце фильма брат и узнал.
Я тоже замечал за собой, что в любой сильной стрессовой ситуации беру карандаш (или ручку) и начинаю методично, медленно проворачивать его в руках.
К чему это я вам рассказываю? А к тому, что замечено, что всем людям в сложных стрессовых ситуациях помогает выполнение определенных ритуальных действий. Поскольку ученые ничего не принимают на веру, они проверили это экспериментально. Взяли 400 добровольцев, разделили их на две группы и предложили всем пройти через одну и ту же стрессовую ситуацию: спеть какую-нибудь песенку перед публикой. При этом одну группу испытуемых научили пользоваться «волшебным ритуалом» — совершать некие простые действия, чтобы расслабиться, а другую группу — нет. И первая группа справилась с заданием намного лучше, чем вторая.
Придумайте для себя какую-нибудь простую цепочку действий и всегда используйте ее в сложных стрессовых ситуациях. Если уж совсем лень что-то придумывать, хотя бы чётки купите. Великолепно помогает уже многие сотни лет
Поэтому запомните, что маленькие и простые ритуалы помогают нам справиться со стрессом. Поэтому не поленитесь, придумайте для себя какую-нибудь простую цепочку действий и всегда используйте ее в сложных стрессовых ситуациях. Если уж совсем лень что-то придумывать, хотя бы чётки купите. Великолепно помогает уже многие сотни лет.
А можно ли использовать алкоголь для снятия хронического стресса? Это ведь проще всего.
Можно. Но только в одном случае. Если вы окончательно и бесповоротно поставили крест на своей жизни. Психологическая экономика приема алкоголя — это плохая экономика, некачественная, стратегически невыгодная, дающая один плюс сегодня и два минуса завтра. Если вам не интересно ваше завтра, то можно использовать алкоголь для снятия стресса сегодня.
Иногда алкоголь и даже наркотики можно использовать для снятия острого стресса (например, после тяжелой операции мы, врачи, сами назначаем наркотики для уменьшения боли и стресса), но их нельзя использовать для снятия хронического дистресса (вместо операции). Никто не станет отрицать пользу кратковременной алкогольной психологической анестезии, когда жизнь сделала вам очень больно. Еще студентом я читал, что если людей, которые пережили тяжелейший стресс (массовая гибель близких людей во время землетрясения или наводнения), не усыпить как можно быстрее любым способом, то психика может «перегореть». Можно ли использовать в таких случаях алкоголь? Можно.
Психологическая экономика приема алкоголя — это плохая экономика, некачественная, стратегически невыгодная, дающая один плюс сегодня и два минуса завтра. Если вам не интересно ваше завтра, то можно использовать алкоголь для снятия стресса сегодня
Но если у человека всё в жизни плохо? Можно ли лечить этот стресс алкоголем? Нет, никогда. С психологической точки зрения систематический прием алкоголя означает, что человек признает, что его жизнь безнадежно и неизлечимо разрушена и разрушается, жизнь настолько болезненна, что только систематический прием алкоголя делает ее терпимой и выносимой.
Алкоголик напоминает мне заключенного с пожизненным сроком. Представьте, что у такого заключенного есть возможность на один день выйти на свободу, но за это тебе еще более увеличат срок заключения и сократят твою жизнь. Ну и что? Он ведь ничего не теряет. Один день на свободе дороже года в тюрьме. Для алкоголика один день запоя — это еще один день вне его ужасной жизни.
Но вернемся к началу. В девяти случаях из десяти жизнь людей, злоупотребляющих алкоголем на фоне хронического стресса, поправима. Он не знает, как это сделать? Вы этого не знаете? Быстрее ищите людей, которые могут это сделать, а не ждите, когда алкоголь окончательно разрушит вашу жизнь и жизнь ваших близких».
Больше о том, как разобраться со своими страхами и где искать помощь в тяжелой жизненной ситуации, читайте в книге «Доктор, у меня стресс. Психозы и страхи большого города». Это вторая книга авторской серии Юрия Вагина — психотерапевта с тридцатилетнем стажем и огромным количеством интересных идей. «Доктор, у меня стресс» — инъекция здравого смысла, которой так не хватает большинству жителей крупных городов. Книга основана на врачебном и жизненном опыте автора, наполнена удачными сравнениями, отсылками к истории, литературе и кино. Автор по-свойски, доверительно и с долей иронии обращается к типичным психологическим проблемам современной жизни.