Чтобы быть на волне, нужно следить за работами современных художников
С 19 июля культурная столица гудит как улей — выставка «Предсказания и откровения» творческого коллектива AES+F, открывшаяся в Центральном выставочном зале «Манеж», вызвала широкий общественный резонанс. МТС поддержал этот проект. Тайм Аут расспросил представителей компании — руководителя направления по стратегии бренда МТС Антонину Заболоцкую и директора департамента маркетинговых коммуникаций МТС Наталью Глаголеву, а почему современное искусство вызывает у телекоммуникационного бренда такой интерес.
— Почему МТС поддержал эту выставку?
Наталья Глаголева: В этому году мы активно заходим на территорию спонсорства. У нас несколько направлений: это и концертные площадки для молодежи, массового сегмента, и городская среда. Одно из важнейших направлений — это арт. Несколько лет назад мы сфокусировались на молодежном сегменте и поиске вещей, интересных продвинутым людям. Выставка «Предсказания и откровения» полностью отвечала нашим запросам, и мы интегрировались в этот проект с рядом оригинальных решений. Креативная команда Тони (Антонины Заболоцкой — прим. ред.) разработала удивительно интересную интеграцию с точки зрения бренда МТС.
Антонина Заболоцкая: В молодежном сегменте у нас есть несколько направлений для спонсорства, и все они связаны с интересами целевой аудитории. Современная молодежь увлекается музыкой, современным искусством, геймингом, ей важно разбираться в стиле. И мы работаем в этих направлениях.
Почему эта выставка? Потому что в ней есть все важные для нас составляющие: именитые художники, место проведения (Москва и Санкт-Петербург — ключевые города для нас) и площадка (то, что делает обновленный Манеж, нам всегда интересно). Мы понимаем, что это событие для города.
Лично я художников AES+F со школьных лет знаю и всем рассказываю, что когда я раньше работала в креативном агентстве, у меня многие презентации были с принтскринами из работ этой группы (смеется).
— Как вы вычисляете проекты, достойные вашей поддержки?
А.З.: Мы сотрудничаем с проектами, созданными именитыми мастерами, либо совсем молодыми. Работая с молодежной аудиторией важно показывать, что мы поддерживаем молодых и талантливых. У нас был проект «Доступ» в декабре прошлого года, когда мы создавали историю с использованием технологии дополненной реальности. Мы привлекли 40 разноплановых художников: в проекте участвовали и digital-артисты, и street-артисты, и дизайнеры одежды, и даже музыкальные исполнители. С их помощью было создано приложение. Работы участников проекта можно было увидеть только при наведении камеры из этого приложения. В том проекте наша задача была показать миру новых художников и артистов.
— Возвращаясь к AES+F. Это был первый опыт сотрудничества с этим творческим коллективом? Что привлекло вас в работах этой группы?
Н.Г.: В отличие от Тони я не была глубоко погружена в творчество этой группы. Меня привлекло то, что я увидела на самой выставке. В первую очередь, это невероятно качественно сделанный контент. Вещи такого уровня я видела только у западных мастеров. А второй момент, который меня поразил, — это глубина восприятия вечных вопросов о жизни и смерти художниками AES+F. Они умеют творить и находить что-то новое.
А.З.: С AES+F сотрудничаем не первый раз, в 2010 году МТС спонсировал их выставку в «Гараже». У нас как у бренда большое совпадение с ДНК группы.
AES+F существует с 1987 года, они взрослые люди и при этом постоянно развиваются, благодаря чему невероятно остро чувствуют современность. Это нам очень импонирует. Мы брали интервью у Татьяны Арзамасовой, и она привела интересную аналогию по отношению к группе: «Мы как сито, которое потребляет всё, что есть в обществе, и на нас остаются частицы».
— Художники группы AES+F создают фантасмагорическое пространство, где нет добра и зла, красоты и уродства, богатства и бедности, даже пороки и благодетели явно не считываются. Искусство, которое впрямую ничему не учит, не сеет доброе-вечное вам близко? В чем тогда его сила?
Н.Г.: Они демонстрирую картину мира, не давая ей оценки. Таким образом, художники AES+F заставляют зрителя самого задуматься и раскручивать увиденное в уме.
AES+F как врачи ставят диагнозы обществу
А.З.: Если рассуждать с позиции человека, который ничего об их творчестве не знает, то кажется, что смотришь на fashion-работы — красивые, стильные, но не более того.
Но если ты считываешь отсылки в работах группы, то начинаешь понимать и смысл, который скрывается за обманчивой красивой картинкой, и посыл современному обществу. AES+F как врачи ставят диагнозы обществу.
— Какие ценности близки МТС в таком случае?
А.З.: Я обожаю людей, которые умеют работать в команде, особенно когда это творческие люди. Когда они не стагнируют, а постоянно придумывают что-то новое — это невероятно сросшийся организм, и это вызывает у нас большое уважение.
Н.Г.: К развитию я бы добавила ценность лидерства. Но лидерства не авторитарного, а лидерства с точки зрения новых идей, технологий.
— Выставку сопровождает культурно-просветительская программа с лекциями, опен токами и т.п. Ваша роль в этой программе? По какому принципу подбирались спикеры, какие темы были в приоритете? Есть ли спикеры, приглашенные именно вашей компанией?
А.З.: Мы не выбирали спикеров, но мы знали, что будет лекция группы AES+F, и мы ее записали. Сейчас мы монтируем ее финальную версию и скоро опубликуем у себя на канале.
По просьбе Манежа мы накладываем субтитры, чтобы видео могли посмотреть и не слышащие люди. Мы также записали экскурсию, которую в день открытия вели сами художники. Ее мы тоже выложим на нашем канале, когда выставка закроется.
— Поддержка каких проектов в ваших ближайших планах?
Н.Г.: Летние фестивали закончились, это большой объем работы. Осенью мы работаем с направлением гейминга.
А.З.: Мы — очень подвижный организм. Мы приняли решение о партнерстве с выставкой за 3 недели до ее открытия, и всё успели, несмотря на то, что наша команда вела параллельно еще 3 спонсорских проекта.
— В своей работе вы опираетесь на современные тренды в маркетинге. Что сейчас в моде среди молодежи, а что безвозвратно ушло?
Н.Г.: Ушедших трендов нет, ведь они всё равно периодически возвращаются. Всё переснимается и переделывается под сегодняшний день. Есть тренд на возврат старого и его разумного использования.
А.З.: Молодежный сегмент — это визуалы, для них самое главное, на каком визуальном языке с ними общаются. Есть исследование, в котором утверждается, что за 2 секунды современный молодой человек понимает, его это контент или нет. Мы недавно общались с коллегами из других стран, где присутствует МТС, рассказывали им, что для вдохновения следим за работами современных художников со всего мира, а не за работами брендов. Художники в целом, как и группа AES+F, предчувствуют будущее быстрее всех. Невозможно предугадать тренды, нужно быть «ситом», как сказала Татьяна Арзамасова. Чтобы быть на волне, нужно следить за теми, кто впереди, а это современные художники.