Театральный Петербург в вопросах и ответах. Ч.2

Театральный Петербург в вопросах и ответах. Ч.2

  28 августа 2019
13 мин
Театральный Петербург в вопросах и ответах. Ч.2

Каждые выходные с 3 августа по 9 сентября на открытой сцене проекта «Театральный Петербург на Книжных аллеях» выступают артисты петербургских театров. Мы продолжаем общение с театральной общественностью, задействованной в проекте, чтобы выяснить, куда движется современный театр, и что нас ждет на подмостках в новом сезоне.

 

Семен Спивак, народный артист России, лауреат премии Правительства России:

— 2019 — Год театра в России. Вы служите театру много лет. Как вы оцениваете театр современный, куда он движется, на ваш взгляд?

— Был период, когда в искусстве активно пропагандировался соцреализм, это была ведущая стезя. Сейчас тоже  выделено главное направление — авангардизм. Но приверженность чему-то одному способна погубить многих художников. Есть люди, которые умеют жить в одиночестве, а есть люди, которым обязательно нужно жить в группе. Поэтому многие молодые режиссеры сейчас стремятся работать в авангардном, экспериментальном театре, который, мне кажется, человека разрушает, так как в нем много ненависти, бездушия, жестокости. Кажется, что идти впереди — очень важно, это поощряется. Но нельзя приказывать писать стихи так, а не иначе…

Многие молодые режиссеры сейчас стремятся работать в авангардном, экспериментальном театре, который, как мне кажется, человека разрушает, так как в нем много ненависти, бездушия, жестокости

Любое явление, которым увлекаются слишком сильно, рано или поздно доходит до крайности. И когда это происходит, люди вынуждены, образно говоря, заниматься раскопками, чтобы вернуть давно забытое. Это может произойти и с театром. Есть замечательная китайская пословица: «Пусть растут сто цветов». На мой взгляд, в культуре так и должно быть. Нельзя всех призывать идти на охоту — кто-то должен оставаться у очага. Если все уйдут, то очаг погаснет и станет холодно. Так может потеряться «материнская энергия» — энергия тишины и покоя.

— Какие сюжеты и постановки сегодня наиболее востребованы по вашим наблюдениям?

— Сегодня много сиюминутного, хотя театр, по большому счету, должен заниматься вечными темами. Но, как говорили мудрецы, истину не найти, к ней можно только приблизиться… В одном дзен-буддийском трактате я прочитал, что сильное и твердое умирает легко, а мягкое и слабое живет долго. Человек беззащитен. И я понимаю театр как рассказ о человеке, как прощение его грехов, как поддержку в сложные минуты. Театр, живопись, музыка — это обращение к сердцу; если сердце не бьется, то и жизни нет.

— Изменился ли зритель?

— Феллини однажды сказал, что он больше не будет снимать фильмы, так как его зритель умер. Так вот: наш зритель не умер! Мне нравится наш зрительный зал.

Человек беззащитен. И я понимаю театр как рассказ о человеке, как прощение его грехов, как поддержку в сложные минуты

Но в целом, души людей остывают. Эта проблема отражена даже в статистике браков и расставаний. И искусство, созданное только умом, без сердца, укрепляет эту тенденцию. Если следовать только разуму, становится холодно, а если только сердцу — появляется  сладковатый привкус. Во всем нужна «золотая середина». Также очень важно совмещать опыт и молодость — великие вещи рождаются, когда художник опирается на достижения веков и в то же время чувствует дыхание нового времени.

— Какие новые постановки в вашем театре ждать этой осенью?

— К декабрю готовим премьеру спектакля «Загадочные вариации» по известной пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта, она выйдет в преддверии 60-летия автора. Новый спектакль планируется только один, но в этом сезоне нам предстоит настоящий творческий марафон, так как театру исполняется 40 лет. День рождения мы торжественно и масштабно отметим в июне, а в течение всего сезона каждый месяц будем дарить зрителю что-то новое. Например, в октябре соберутся вместе все мои ученики, чтобы отметить 25-летие создания нашей актерско-режиссерской мастерской в Театральном институте. В ноябре в рамках Театральной олимпиады осуществим проект, подробно знакомящий зрителей с творчеством современного американского драматурга Дона Нигро. Осенью и весной привезем в Петербург испанский и шведский театры. А в январе  и  марте расскажем о наших артистах, стоявших у истоков создания театра и творящих его сегодняшний день.

 

Юрий Гальцев, заслуженный артист РФ, художественный руководитель Театра Эстрады им. А. Райкина:

— 2019 — Год театра в России. Как вы оцениваете современный театр?

— Театр сейчас очень разный, потому что и зритель тоже очень разный — у каждого свое представление, что такое хороший спектакль, какой должна быть современная постановка, о чем она должна говорить с публикой. Кто-то любит авангард, кому-то нравятся классические мюзиклы. Потому важно, чтобы каждый конкретный человек нашел именно «свой» театр, в первую очередь близкий ему по духу.

Кто-то любит авангард, кому-то нравятся классические мюзиклы. Потому важно, чтобы каждый конкретный человек нашел именно «свой» театр, в первую очередь близкий ему по духу

К счастью, у нас в Петербурге много театров. Главное, чтобы творческие коллективы стремились не только к индивидуальности, оригинальности, но и к честности перед зрителем.

— Какие сюжеты и постановки сегодня наиболее востребованы?

— Спектакль должен зрителя «зацепить». Чем? История, которую рассказывают со сцены актеры, должна быть зрителю близка и понятна, режиссер должен быть талантливым, все сотрудники театра должны стремиться сделать свою работу на сто процентов. Тогда может получиться спектакль, который публика действительно полюбит. Поэтому мой ответ: сейчас востребованы хорошие, интересные и талантливые постановки. Жанры, направления — это все вторично.

— Изменился ли юный зритель?

— Дети — всегда дети. Они ждут чудо и остро чувствуют фальшь. У нас в театре постановкам для детей уделяется особое внимание. Это наш будущий постоянный зритель, и мы «растим» его на хорошей классике, на добрых сказках, которые знакомы родителям, бабушкам и дедушкам. Для нас очень важно, чтобы на спектакль можно было прийти всей семьей. Поэтому в «детской» афише Театра Эстрады уже много лет «Каштанка» и «Золушка» в постановке московского режиссера Юрия Катаева. Несколько лет назад мой ученик, талантливый эстрадный артист Илья Архипов решил пробовать себя в режиссуре, и мы ему такую возможность дали. Он создал несколько спектаклей для семейного просмотра: «Волшебное кольцо» по архангельским сказам, «Рикки-Тикки-Тави» по Киплингу и «Бармалея» по мотивам произведений Корнея Чуковского.

— Какие новые постановки в вашем театре ждать этой осенью?

— Для Театра Эстрады им. А. Райкина этот сезон юбилейный — 80 лет с момента создания! Осенью 1939 года именно в Ленинграде был открыт первый в СССР профессиональный театр эстрады, тогда же в труппу пришел молодой Аркадий Райкин. Эти важные даты мы отметим несколькими премьерами. Например, сейчас я готовлю к выпуску спектакль, основанный на миниатюрах. Это будут короткие зарисовки — яркие, живые, образные, наполненные юмором и актерской энергетикой. Потом в нашем репертуаре появится Гоголь — зрителей ждет его «Сорочинская ярмарка». Но это только осень, а насыщенный событиями будет весь новый сезон.

 

Наталья Никитина, художественный руководитель Театра Дождей:

— 2019 — Год театра в России. Вы служите театру много лет. Как вы оцениваете театр современный, куда он движется, на ваш взгляд?

— На мой взгляд, современный театр напоминает большое ветвистое дерево: театр — ствол, от него отходят ветви первого порядка, наиболее крупные из них считаются основными; от ветвей первого порядка отходят ветви второго порядка, от них — третьего и т. д. Ну а какие ветви театра засохнут, а какие будут расти — покажет время.

— Какие сюжеты и постановки сегодня наиболее востребованы?

— Современный театр многолик и разнообразен, ибо, являясь «зеркалом», он отражает состояние современного общества. Люди сейчас очень разные — по мировоззрению, системе ценностей и, естественно, по вкусам. Одни идут в театр, чтобы отдохнуть и развлечься, другие — за поиском острых ощущений, третьи — для того чтобы понять себя и мир, и т. д. Сегодня каждый человек может найти театр для себя, и мне кажется, что сейчас востребованы как театры, ищущие новые формы, так и театры, которые их не ищут. Если театр живой, у него обязательно будет свой зритель. Впрочем, некрофилы тоже имеют право на свой театр! (Шутка) Ну а если серьезно, если бы не востребованность и любовь зрителей, не пришлось бы нам, быть может, в наступающем сезоне праздновать 30 лет!

— Изменился ли юный зритель?

— Конечно, изменился, и уже не раз за прошедшие 30 лет! Хотя не скажу, что у нашего театра было много трудностей в прежние годы. Конечно, были, и сейчас бывают ситуации, когда в зале оказывается не очень воспитанный ребенок, от этого никто не застрахован. Наши детские спектакли — для семейного просмотра, и сразу понимаешь, что корни проблем ребенка — в его родителях. Бывают моменты, когда стыдно не за ребенка, а за его маму.

Наши детские спектакли — для семейного просмотра, и сразу понимаешь, что корни проблем ребенка — в его родителях. Бывают моменты, когда стыдно не за ребенка, а за его маму

Сейчас некоторые люди воспринимают театр как сферу обслуживания: не понимают, почему нельзя разговаривать, входить в зрительный зал и выходить из него во время действия, зачем отключать мобильные телефоны… К счастью, в Театре Дождей это бывает нечасто — у нас очень интеллигентный зритель, но иной раз при посещении театра я очень сожалею, что на сегодняшний день театр законодательно никак не защищен от хамов.

— Какие новые постановки в вашем театре ждать этой осенью?

— В конце сезона состоялась премьера спектакля «Женский вопрос» в постановке молодого режиссера Александра Иванова, и те, кому не удалось попасть на первые спектакли, смогут увидеть его уже в сентябре.

7 января Театру Дождей исполнится 30 лет, и, конечно, мы готовим для наших зрителей юбилейный вечер. О своих режиссерских планах могу сказать одно: пока большинство людей Театра Дождей отдыхает на солнечном юге, я сижу в холодном и дождливом Питере и читаю пьесы, чтобы к 21 августа — открытию сезона — найти ту самую, которую нельзя не поставить!

 

Анвар Либабов, артист театра «Лицедеи»:

— 2019 — Год театра в России. Как вы оцениваете театр современный, куда он движется, на ваш взгляд?

— Театр движется по кругу, но не скоро вернется к тому, с чего начинался — уже без технологий и экспериментов

— Какие сюжеты и постановки сегодня наиболее востребованы?

— Там, где по нас и про сегодня.

— Изменился ли юный зритель?

— Дети остаются детьми, невзирая на виртуальные игры. Маленькие они еще тянутся к живому и настоящему. Потом всё сложнее…

— Какие новые постановки в вашем театре ждать этой осенью?

— Наше классическое наследие и 3 премьеры. Первая уже 27-го сентября — спектакль «Высокие Карзики» с детьми и сотрудниками Филимонковского детдома. Потом моноспектакль Анны Музыченко про два разных женских одиночества, и затем спектакль про судьбу морячка в житейской пучине океана, где герой Витьки Соловьёва гребет и плывет, а мы помогаем ему выплыть и выжить!

 

Мария Волошина, основатель школы джаза и мюзикла J&M School, глава продюсерского центра J&M show:

— 2019 — Год театра в России. Как вы оцениваете современный театр? 

— На сегодняшний день в искусстве театра огромный выбор различных решений. Современный театр развивается очень активно и использует разные формы и средства выразительности. Это очень здорово, потому что театр не стоит на месте, и любой зритель может найти театральную постановку на свой вкус: будь то экспериментальная театральная постановка или классика. Одним из жанров, который сейчас активно развивается, является музыкальный театр, и в частности — мюзикл. Именно этот жанр является ведущим в наших спектаклях. 

— Какие сюжеты и постановки сегодня наиболее востребованы? 

— Сюжеты и постановки сегодня востребованы совершенно разные. Очень многое зависит от решения. Без классики невозможно представить театр, но и без экспериментальных постановок тоже. Сегодня, в век компьютерных и мультимедийных технологий, появилось много возможностей для ярких решений в постановках. Зритель хочет быть удивлен, и театр постоянно ищет различные решения для того, чтобы удивить своего зрителя. Мы также стараемся найти интересные особенности для своих спектаклей. Постоянный поиск чего-то нового — это основное движение, которое можно наблюдать в развитии театрального искусства нашего времени. 

— Изменился ли юный зритель? 
— Юный зритель всегда был самым строгим судьей для театра, ведь детей не обманешь, и сделать плохо для них не получится. Для детей можно ставить только хорошо, ярко и так, чтобы вызвать правильные эмоции. Изменился не зритель, изменились технологии реализации, и появилось больше возможностей сделать интереснее, а дети остались детьми. Как всегда юный зритель очень любит интерактивные сцены в постановках, яркие костюмы и декорации, понятные поучительные сюжеты.

Юный зритель всегда был самым строгим судьей для театра, ведь детей не обманешь, и сделать плохо для них не получится. Для детей можно ставить только хорошо, ярко и так, чтобы вызвать правильные эмоции

Одной из особенностей наших мюзиклов является то, что на сцене наравне с профессиональными артистами играют дети, и это не 2-3 ребенка, а порой 50-60 человек. При этом все они играют очень профессионально, а ведь искусство мюзикла, где нужно одновременно петь, танцевать и держать образ, является наиболее сложным видом искусства. Концепция «дети-детям» очень удачная, и дети в зале прекрасно принимают наши спектакли, с радостью участвуют в интерактивах и всегда встают со своих мест на танцевальные супер-финалы, которые являются одной из особенностей всех наших спектаклей.
— Какие новые постановки готовит ваш продюсерский центр?

— В этом сезоне мы планируем выпустить 2 постановки: взрослый спектакль и семейный мюзикл. Раскрывать все секреты пока не могу, так как сейчас спектакли находятся в разработке и планируются рекламные кампании, но вы всё скоро узнаете, следите за нашими новостями. Могу сказать пока только то, что одна премьера у нас запланирована на декабрь, а вторая — на февраль. 

 

Инна Егорова, одна из создательниц и актриса Театра Двух:

— 2019 — Год театра в России. Как вы оцениваете современный театр, куда он движется, на ваш взгляд?

— Я считаю, что современный театр разрушает границы и находится в поиске новых форм и средств выражения. В наших спектаклях мы стараемся соединять различные жанры, используя как драматические ,так и эстрадные приемы, чтобы в процессе получить что-то новое, интересное.

— Какие сюжеты и постановки сегодня наиболее востребованы?

— Сейчас популярны документальные, перформативные спектакли и иммерсивный театр. Наш проект «Пила вино и хохотала» тоже отчасти документальный, так как основан на реальных историях с женских форумов. А взаимодействие со зрителем и интерактивное существование — это то, чему меня учили в театре «Лицедеи», где я начинала свой актерский путь, поэтому это неотъемлемая часть всех наших спектаклей.

— Изменился ли юный зритель?

— Наш опыт работы с детьми уже больше 10 лет, и всё чаще мы видим детей с телефоном. Когда мы ставили спектакль-праздник «Хохотуй», мы понимали, что перед нами стоит задача увлечь ребенка и сделать его участником спектакля. Наши юные зрители включены в игру, которую задают персонажи спектакля, и создают вымышленный мир вместе с нами. Мы хотим, чтобы наши зрители забыли про свои телефоны, чтобы каждый почувствовал себя ребенком вне зависимости от возраста.

— Какие новые постановки в вашем театре ждать этой осенью?

— В сентябре мы начинаем работу над новым спектаклем, в планах поработать с одним очень интересным режиссером. В этот раз в основе будет пьеса, материал которой «смешной», но со вторым планом. Надеемся, что получится легкий смешной спектакль, после которого останется интересное послевкусие.