Кураторы фотовыставки «¡Viva Cuba Viva?» ‒ о Кубе, свободе и своей культурной миссии
Оксана Катышева и Ольга Юдина, кураторы фотовыставки «¡Viva Cuba Viva?», рассказали TimeOut о любви к Латинской Америке, своем случайном знакомстве и глобальном проекте, посвященном латиноамериканским странам, который появился на свет, благодаря двум увлеченным девушкам и Центру Ибероамериканских исследований СПбГУ.
‒ Расскажите, пожалуйста, как каждая из вас пришла в этот проект?
Оксана Катышева: Я закончила аспирантуру СПбГУ по исторической специальности и в настоящее время готовлюсь к защите диссертации по внешней политике Мексики в XXI веке. Я искренне и очень давно влюблена в латиноамериканскую культуру. Мне приносит подлинную радость возможность делиться моей влюбленностью со всеми вокруг. Будучи представителем русской культуры и экспертом по странам Латинской Америки, я могу ответственно утверждать, что взаимный культурный обмен – это не просто форма взаимного познания и не только способ укрепить исторически сформированные узы дружбы, но и уникальная возможность для взаимного обогащения наших обществ, культур и цивилизаций.
Сейчас я возглавляю сетевой проект ЛАКРУС, предлагающий новые коммуникационные инструменты для развития отношений между Латинской Америкой (ЛАК) и Россией (РУС). Мы занимаемся организацией международных культурных событий с целью укрепления гуманитарных связей и культурного обмена между нашими странами.
Ольга Юдина: Я специалист по латиноамериканскому искусству, сотрудник Государственного Эрмитажа. В настоящее время готовлю диссертацию по искусству Мексики ХХ века в Академии художеств. Мои профессиональные интересы достаточно обширны и не ограничиваются стенами Эрмитажа. И фотовыставка «¡Viva Cuba Viva?» – лучшее тому подтверждение. Это уже второй мой крупный проект. Первый я делала в музее РОСФОТО. Он был посвящен Тине Модотти ‒ актрисе, модели, революционерке и талантливому, но малоизвестному фотографу ХХ века, чья жизнь была тесно связана с Мексикой.
Мы замыслили весьма амбициозный проект – реализовать целую серию мероприятий, направленных на продвижение культуры стран Латинской Америки в России. Куба стала первой в нашем списке
Мы с Оксаной познакомились на Ибероамериканском форуме, который проходит каждые два года на площадке СПбГУ. Организационная работа по проведению форума возложена на Центр Ибероамериканских исследований СПбГУ, директором которого является В.Л. Хейфец (на заходном фото с О. Юдиной и О. Катышевой). Забегая вперед, отмечу, что именно этот центр выступил в роли генерального партнера фотовыставки «¡Viva Cuba Viva?»
К нашему взаимному удовольствию, случайное знакомство переросло в плодотворное сотрудничество. Мы замыслили весьма амбициозный проект – реализовать целую серию мероприятий, направленных на продвижение культуры стран Латинской Америки в России. А поскольку таких стран у нас 33, работа обещает быть крайне сложной, но и невероятно интересной.
Куба стала первой страной в нашем списке по двум соображениям. Во-первых, последние годы для Кубы ознаменовались глубокими трансформациями, историческое значение которых сложно переоценить. Во-вторых, в 2019 году 500-летний юбилей отмечала столица Кубы Гавана, и мы не могли обойти стороной эту знаменательную дату.16 ноября 2019 года, в день рождения Гаваны, на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге сетевой проект ЛАКРУС и АРХКЛУБ (Севкабель Порт) подписали соглашение о проведении фотовыставки «¡Viva Cuba Viva?»
‒ О чем фотовыставка «¡Viva Cuba Viva?»? Почему в ее названии содержится вопрос?
О. Ю.: Мы решили действовать провокационно и поэтому в заголовок вынесли вопрос. Согласно испанской пунктуации, в начале вопросительного или восклицательного предложения ставится дополнительный перевернутый вопросительный или восклицательный знак. Мы же поставили в начале перевернутый восклицательный знак, а в конце – привычный нам вопросительный, чтобы заглавие выставки стало не просто манифестом, но приглашением к размышлению. Какая Куба сегодня?
Важно не не только то, как она себя позиционирует, но и как мы ее представляем. Для того, чтобы дискуссия получилась плодотворной, мы значительно расширили концепцию фотовыставки, дополнив современные фотоработы обширной исторической справкой, разнообразными культурно-образовательными мероприятиями (лекциями и мастер-классами), документальными и художественными кинолентами.
‒ Какому периоду из истории Кубы посвящена фотовыставка?
О.К.: Мы старались избежать жестких хронологических рамок и продемонстрировать историческую преемственность в развитии Гаваны и Кубы. Прежде всего, это подчеркивает наш таймлайн, где отправной точкой выступает открытие острова Х. Колумбом.
Конечно, для истории нашей страны наиболее памятным является период советско-кубинского взаимодействия, поэтому и в рамках фотовыставки этому историческому этапу уделено много внимания – это и Фильм Михаила Калатозова «Я – Куба», и лекция американского историка П. Шакаряна «Необычные похождения А.И. Микояна на Кубе».
Но, прежде всего, наша экспозиция представляет собой особый взгляд на современную трансформирующуюся Кубу, это попытка переосмысления стереотипов времен Холодной войны, поиск новых смыслов, нового содержания.
‒ Как отбирались работы для выставки?
О. К.: Трансформация – это всегда сложно и неоднозначно, поэтому мы стремились показать гостям разные интерпретации, разные мнения, разные акценты, выразителями которых стали три художника двух поколений и двух стран.
Поясню, почему мы говорим «двух стран». Рауль Ортега родом из Мексики. Я познакомилась с ним во время своей академической стажировки и сразу оценила широту его интересов. Несмотря на то, что он ‒ мексиканец, Гавана для него отнюдь не чужая. Это отчетливо видно в фотоработах Ортеги, представленных на нашей выставке. Если говорить о его личных успехах как фотохудожника, то стоит отметить многолетнее сотрудничество Рауля с ведущими периодическими изданиями, он фотографировал первых лиц страны, отдавая предпочтение фотодокументалистике. Сегодня Рауль Ортега продолжает оставаться одним из самых востребованных мексиканских фотографов.
Двое других – кубинцы. Рауль Каньибано входит в число наиболее выдающихся фотографов Кубы, он ‒ лауреат множества международных премий в области фотографии, его работы хранятся в государственных и частных коллекциях по всему миру. На нашем арт-рынке он менее известен, но если мы приедем в Париж и побеседуем с представителями арт-сообщества Франции, нам расскажут очень много о его творчестве.
У Чанга особое отношение с цветом, благодаря чему он получил широкую известность на Кубе
Арьен Чанг – самый молодой из фотографов, представленных на нашей выставке. И большинство его работ, отобранных для показа, выполнено в цвете. У Чанга особое отношение с цветом, благодаря чему он получил широкую известность на Кубе. Период его активной профессиональной деятельности пришелся на менее трудное с точки зрения экономики время, когда черно-белая фотография перестала быть единственно возможной на Кубе и полностью перешла в разряд особого художественного приема.
‒ В какой период были сделаны фотоснимки, представленные на выставке?
О. К.: У нас представлены работы из архивов фотографов, сделанные ими в разные творческие периоды ‒ от 1990-х годов до современности.
О. Ю.: Интересно, что Рауль Ортега, будучи мексиканцем, также собрал большой архив фоторабот, посвященных Гаване. Как он сам заявляет, Гавана стала для него второй Родиной. Побывав там впервые в 20 лет, он регулярно возвращается в Гавану и фотографирует ее снова и снова.
‒ Насколько лично вам близка Куба?
О. К.: Если нужно выбрать какую-то страну в Латинской Америке, то я, пожалуй, остановилась бы не на Кубе, а на Аргентине. Но это связано с моими личными пристрастиями – я очень люблю танго. Куба, скорее, отзывается эхом в сердцах наших родителей, бабушек и дедушек. Более молодое поколение сейчас не испытывает к Кубе такой теплой привязанности, которая была сформирована в советском обществе тесными узами советско-кубинской дружбы. Нам сегодня необходимо открывать для себя Кубу заново и заново определять содержание тех явлений, которые формируют набор новых культурных стереотипов в отношении этой страны.
Кубу сегодня нужно открывать для себя заново. Так, например, Гавана все больше приобретает славу мировой музыкальной столицы
Так, например, Гавана сегодня все больше приобретает славу мировой музыкальной столицы. Кубинская музыка сама по себе феноменальное явление мировой культуры, но Гавана уже долгие годы принимает у себя многочисленные музыкальные фестивали, в том числе Международный джазовый фестиваль, Фестиваль современной музыки, вызывающие все больший интерес среди иностранцев.
‒ Расскажите о программе, сопровождающей фотовыставку.
О. Ю.: Возвращаясь к содержанию выставки, нужно еще раз подчеркнуть, что советский период – это некий трамплин, призванный обеспечить естественное вхождение в тему. Про Кубу в 1960-е годы было снято очень много фильмов, и «Я – Куба», выбранный нами для демонстрации и обсуждения, стал знаковым. В конце XX века этот фильм пережил второе рождение благодаря Мартину Скорсезе и Фрэнсису Копполе, а затем в 2007 году появилась отреставрированная версия.
О. К.: В программу мы также включили и документальную киноленту режиссера Родриго Васкеса, европейская премьера которой состоялась в прошлом году. Теперь, благодаря нашим партнерам, российские зрители получили возможность увидеть эту картину в рамках фотовыставки «¡Viva Cuba Viva?»
Трижды кандидат в президенты Чили Марко Энрикес-Оминами, философ и кинематографист, выступил автором идеи фильма «Латинская Америка – гигант в смятении», где он сам интервьюирует как первых лиц стран Латинской Америки – Николаса Мадуро, Эво Моралеса, Дилму Русеф, Рафаэля Корреа, так и простых жителей прямо на улицах латиноамериканских городов, включая Гавану. Через призму двух этих взглядов – сверху и снизу – Энрикес-Оминами пытается проанализировать реальность каждого из левых движений в странах Латинской Америки. К чему они привели? Есть ли у них будущее?
Анастасия Микульчина, актриса и поэт, специально для нашей фотовыставки написала гимн. Его текст войдет в состав второго сборника стихов Анастасии, который сейчас готовится к изданию. Гимн в ее авторском исполнении стал визитной карточкой фотовыставки.А видеоряд к нему подготовила Полина Сошникова, которая в свое время работала с Little Big. Гимн оказал настолько сильный эмоциональный эффект на нашу команду, что мы с удвоенной энергией стали работать над поиском достоверного, полезного и увлекательного контента. В результате, как нам кажется, эффект погружения в тему будет максимально полным, ведь мы не просто демонстрируем фотографии на фоне исторического контекста. С самых первых шагов вы можете достать смартфон, просканировать QR-код и воспользоваться аудио-гидом. Есть возможность пообщаться с нами лично на кураторских экскурсиях.
О. Ю.: Наша задача не только в том, чтобы познакомить аудиторию с фотографиями, но и помочь их интерпретировать. Мы знаем, что на долю кубинцев выпало множество испытаний. И это не только историческое наследие, но даже климат. Удивительно, как им удается сохранять позитивный настрой и улыбки на лицах в самых неблагоприятных ситуациях.
Чтобы помочь лучше понять менталитет и мироощущение жителей Кубы, мы включили в программу короткометражное арт-исследование Луиса Гарсиги, выполненное на стыке искусства, юмора и антропологии
Чтобы помочь лучше понять менталитет и мироощущение кубинцев, мы включили в программу фотовыставки короткометражное арт-исследование Луиса Гарсиги, выполненное на стыке искусства, юмора и антропологии. Он на месяц перевоплотился в «лодочника», так в Гаване называют таксистов, которые занимаются частным извозом. Гарсига бесплатно отвозил кубинцев до места назначения, но взамен просил ответить на вопрос, куда они хотят прибыть в конце своего жизненного пути? Он спрашивал об их желаниях и мыслях о счастье.
‒ В начале нашего разговора вы упомянули также про лекции, мастер-классы…
О. К.: Конечно, они будут! Гости выставки смогут посетить лекции, принять участие в мастер-классах, перформансах, лекциях-дегустациях. Мы хотим, чтобы посетители фотовыставки «¡Viva Cuba Viva?» почувствовали Кубу всеми органами чувств. А в конце выставки мы предлагаем каждому посетителю ответить на вопрос «что для вас свобода?». На специальном банере любой желающий сможет написать свой ответ, внеся маленький вклад в формирование новых актуальных смыслов.
‒ А что значит свобода для вас?
О. К.: Свобода – это способность дышать, делая то, что тебе действительно нравится, то, что доставляет удовольствие, и обязательно то, что можно разделить со своими единомышленниками, потому что одиночество – это всегда несвобода.
О. Ю.: Свобода – это уметь абстрагироваться и быть вне каких-либо клише и навязанных обществом стереотипов. В то же время, каждый из нас желает реализоваться в этом самом обществе, так вот свобода – это возможность сохранить себя, и при этом чего-то добиться.
Беседовала Ирина Белоусова
Фотовыставка «¡Viva Cuba Viva?» работает в «Севкабель Порту» до 11 февраля. Подробности и расписание работы выставки можно найти здесь.
Интервью с Оксаной Катышевой и Ольгой Юдиной, Оксана Катышева, Ольга Юдина, фотовыставка «¡Viva Cuba Viva?», АРХКЛУБ, Севкабель Порт, Центр Ибероамериканских исследований СПбГУ