Ирина Паршакова, директор программы «Школа Волшебников»: «Волшебник тот, кто может помочь расцвести другой душе»

Ирина Паршакова, директор программы «Школа Волшебников»: «Волшебник тот, кто может помочь расцвести другой душе»

  6 марта 2020
7 мин
Ирина Паршакова, директор программы «Школа Волшебников»: «Волшебник тот, кто может помочь расцвести другой душе»

В двухтысячных героиня нашего интервью разработала авторскую программу для детского лагеря. И работа эта оказалась настолько удачной и востребованной, что и спустя 15 лет в «Школу Волшебников» на каникулы приезжают всё новые и новые ребята. Здесь они находят то, чего им не дает обычная школа, – веру в себя и свою уникальность и настоящий командный дух. На многочисленные вопросы родителей Тайм Аут, заинтересовавшихся программой, отвечает ее автор Ирина Паршакова.

 

‒ Ирина, расскажите, пожалуйста, чем ваша авторская программа отличается (или что хорошего наследует) от советских пионерлагерей? Вопрос важный, так как большинство родителей, которые привозят к вам детей, в этих самых пионерских лагерях и отдыхали, другого опыта у них нет.

‒ Пионерские лагеря – это была хорошая платформа для формирования у детей определенного рода навыков: самообслуживания, формирования ответственности за действия и, конечно же, коллективизма. Моя программа «Школа Волшебников», безусловно, взяла из прошлого данный опыт, но и продвинулась в направлении реализации ребенка с творческой стороны, формировании коммуникативных навыков, а также в развитии ребенка по разным направления декоративно-прикладного искусства. Также, если говорить о лагерях в прошлом, то, в основном, посещение кружков было по желанию. На сегодняшний день, мы разработали совместно с психологами определенный набор мастер-классов, которые позволяют любому ребенку чувствовать себя комфортно на творческих занятиях.

‒ Основные цели вашей авторской программы?

‒ Основная цель программы – это показать подрастающему поколению, что они уникальны. Дети, приезжая на программу, говорят, что они не умеют петь или танцевать, делать какие-то поделки, выступать на сцене, но развивая данные навыки у детей на мастер-классах и вечерних выступлениях, а также при подготовке к итоговому проекту, мы действительно видим, что каждый ребенок уникален.

Основная цель программы «Школа Волшебников» – показать подрастающему поколению, что они уникальны

У нас есть примеры, когда дети, которые ездили в лагерь, идут учиться по творческой специальности (актер, режиссер, звукорежиссер). А интерес к будущей профессии начал формироваться на программе.

‒ Как подобрать программу для ребенка, ведь у вас их несколько: полагаться только на мнение ребенка, побеседовать с вашим методистом, пройти какой-то мини-тест, чтобы понять, куда именно записываться и где ребенку будет интереснее всего?

‒ Все смены имеют свою основную направленность, и это совместный выбор ребенка и родителя. Мы можем порекомендовать, какая направленность подходит, побеседовав с родителями. Но любая смена включает в себя развитие и снятие зажимов по разным направлениям.

‒ Кто воплощает программу в жизнь? Как и где подбираете сотрудников для лагеря?

‒ Программа «Школа Волшебников» работает с 2006 года. За это время мы участвовали и в международном конкурсе «Биневал», в благотворительных концертах, устраивали новогодние елки для школ, проводили различные конкурсы. И все это проходило с участием детей, которые приезжают к нам. Сотрудники – это особый вопрос. Мы их «выращиваем». На сегодняшний день самому старшему участнику программы 29 лет.

Волшебник ‒ не тот, кто обращает свинец в золото или вызывает бурю, волшебник тот, кто может помочь расцвести другой душе

Многие ребята, достигая возраста 18 лет, начинают учиться в высших учебных заведениях и ездить на программу уже как вожатые. Но, кроме этого, сотрудники подбираются по принципу «могу, хочу, надо», то есть те, которые могут научить, вложить, отдать… Формальность в «Школе Волшебников» – это провал. Поэтому люди, которые работают у нас, это в первую очередь те, кто небезразличен к детям и их интересам. В большей степени это друзья, которые могут научить чему-то новому, интересному.

С какого возраста берете детей в лагерь? Как подготовить самых младших ребят к первой в их жизни лагерной смене, пускай даже самой короткой – осенней или весенней?

‒ Дети принимаются в лагерь с 6 лет и до 16 включительно. Самых маленьких надо готовить к приключению и начинать ездить в лагерь с коротких смен. Адаптация, как правило, идет в течение 2 дней, и в этот период очень важно, чтобы родители поддерживали ребенка и не паниковали.

Самостоятельность для ребенка важна – это должен понимать каждый родитель!

Дети, отрываясь от родителей, скучают и пытаются «воспитать» и выдвинуть свои правила, но это временно, поскольку, вливаясь в новый коллектив и в городе, также может происходить адаптация, но внимание и забота со стороны вожатых и воспитателей меняют взгляды. Самостоятельность для ребенка важна – это должен понимать каждый родитель!

‒ Классическая ситуация: ребенок звонит (а раньше писал письма) родителям и с рёвом просит забрать его из лагеря. Ваш совет родителям и ваша помощь ребенку, если вожатые узнали об этой ситуации?

‒ Давайте начнем с того, что вожатый обязан знать все: какое настроение у ребенка, как он общается в коллективе, как чувствует себя. Поэтому, если звонок родителям идет в первые два дня, то мы понимаем, что это адаптационный период, а дальше любую ситуацию решает руководитель смены. Кроме этого, хочется отметить, что мы 24/7 на связи с родителями, и любой вопрос решаем в любое время суток.

‒ Рядом с вашим лагерем есть озера. После определенных событий родители боятся, как чумы даже лесных луж глубиною по колено. И их (нас) можно понять: вопрос не только в озерах, но и в адаптированности программ к возможностям современных детей, реальному (а не на бумаге) соблюдению правил безопасности. Как у вас с этим делом?

‒ Основная задача ‒ проговорить с детьми все вопросы по технике безопасности. И на озеро дети самостоятельно не ходят. На озере мы не купаемся, поскольку анализ воды не соответствует нормам, но прогулки на озеро и мероприятия мы проводим ‒ под контролем вожатых.

‒ Все мы (ну или почти все) понимаем, что от всех бед ребенка не убережешь и что важнее воспитывать в нем самостоятельность, силу, ловкость и развивать мышление нежели «держать у юбки» до 18 лет. Как ваша программа помогает воспитать или закрепить навыки самостоятельности?

‒ Самостоятельность можно рассматривать по-разному, иногда к нам приезжают дети, которые не умеют завязывать шнурки и заправлять кровать, и чудо происходит по возвращению домой – ребенок и шнурки завязывает, и маме помогает. А иногда ребенку не хочется ничего делать. Но дети, глядя друг на друга, учатся, и вожатые им в этом также помогают. А еще всегда необходимо положительное подкрепление. Молодец, умничка, лучший, супер – это вроде слова, но они очень важны для детей.

‒ Какими видами спорта занимаются в лагере дети? Что пришло на смену пионерболу?

‒ Пионербол – это святое! Сейчас также дети в него играют, но, кроме этого, волейбол, футбол, эстафеты, полосы препятствий, водный волейбол (игра «Капитошка») – это игровой вид спорта, если это так можно назвать: играют воздушными шариками, которые наполнены водой, и полотенцами по парам. Основная цель – забить гол сопернику, а если шарик с водой упал на пол, то естественно он лопается, и дети все в воде. Радости нет предела! (Смеется) Единственное, чтобы погода была теплой.

‒ Какими видами искусство занимаются дети? Что пришло на смену кружкам макраме и мягкой игрушки?

‒ Знаете, новое – это хорошо забытое старое. Макраме теперь у нас именуется мастер-классом «Фенечки», где дети плетут браслеты и разные украшения. Кружок мягкой игрушки – это мастер-класс «Куклы» ‒ там ребята работают и с тканью, и с гипсом, и с глиной.

В программе «Школа Волшебников» используются разные виды искусства, а если проще говорить, то идет развитие творчеством – театральное, танцевальное, декоративно-прикладное, музыкальное, фото-, видеонаправление. Каждый день на смене проходит по 4 мастер-класса различной направленности, а также вечерние мероприятия театрального и интеллектуального направления.

‒ Как раскрываете потенциал и способности ребенка помимо кружков и секций?

‒ Раскрытие потенциала проходит посредством работы в команде, в процессе придумывания разных мероприятий и общения со своими сверстниками. Это работа вожатых ‒ вовлечь ребенка в процесс без давления и нажима. Дети в командах начинают использовать свой потенциал.

‒ Ваша программа называется «Школа Волшебников»: что стоит за этим красивым названием, в чем, собственно, кроется волшебство?

‒ Программа «Школа Волшебников» берет свое название от одноименного сборника, в котором собраны различные техники творческого развития. А вообще, волшебник ‒ не тот, кто обращает свинец в золото или вызывает бурю, волшебник тот, кто может помочь расцвести другой душе. И мы помогаем цвести (улыбается).

Беседовала Екатерина Соловей

Подробнее о работе «Школы Волшебников» можно узнать здесь или по тел. +7 (911) 927-00-18.

 

 

 

Авторская программа «Школа Волшебников», лагерь «Школа Волшебников», Ирина Паршакова, Ирина Ивановна Паршакова​