От царской ложи до руин и молодежной сцены: 5 жизней деревянного театра на Каменном острове
Жизнь первая. Строительство Шустова
В 1818 году в Петербурге сгорел Большой Театр. Предполагалось, что восстановят его быстро, но в итоге все сделали плохо, разобрали, начали переделывать — и вот по прошествии восьми лет главная балетная сцена города так и стояла в руинах. В этой связи Николай I решил, что неплохо бы возвести где-то в приятной местности летний театр, чтобы иметь хоть какое-то развлечение. Работы он поручил архитектору Смарагду Шустову — и тот спроектировал деревянное здание стоимостью в немыслимые 170 тысяч рублей. Государь посмотрел на смету и от своей идеи отказался.
Вернулся к ней Николай I через полгода, перенеся место для будущего театра с Елагина Острова на Каменный. На все про все казна выделила 40 тысяч рублей, возвели здание за 40 дней, собрав из деревянных блоков и красиво задрапировав стены тканью — голубым бархатом, шерстью и холстами. Восьмиколонный портик украшал фасад, на треугольном фронтоне, как положено, разместились символы театрального искусства: лира, маски, музыкальные инструменты. Все это было вырезано из дерева. На площадках перед фасадами поставили статуи «Аполлон с Паном» и «Кастор и Поллукс». Вокруг высадили роскошный пейзажный парк.
Красивый деревянный театр с раздвижной стеной отлично вписался в природный ландшафт и десять лет радовал великосветскую публику спектаклями, балами и маскарадами. Постепенно сюда провели водопровод, остеклили крыльцо. Первой пьесой, поставленной на сцене Каменноостровского театра в день открытия, стала комедия «Двое из четверых» знаменитого трагика Александринки Василия Каратыгина. А спустя еще 400 спектаклей стало понятно, что театр разрушается.
Жизнь вторая. Капитальный ремонт Кавоса
Представления в Каменноостровском окончательно перестали давать в 1840 году: сгнили опоры сцены, она могла обрушиться в любой момент. Два года театр простоял пустым, а затем вышло высочайшее повеление: старое здание снести, возвести новое. На этот раз проектом занимался Альберт Кавос, архитектор Мариинского театра. Он решил не рушить созданное коллегой, а максимально бережно вернуть к жизни — поэтому заменил деревянные несущие конструкции на фундамент из бутового камня и столбы из тосненской плиты. Фасад выложили рустом, то есть грубо обработанным камнем, который имитировал кладку — но деревянные стены под ним остались на месте. Внутреннее убранство трогать не стали — разве что заменили испорченное да украсили резьбой борта лож.
11 июля 1844 года деревянный театр вновь открылся для публики. Давали «Опасное средство» Оже и водевиль «Феи Парижа». Представления всегда заканчивались хоровым исполнением «Славься!», и в этом импровизированном хоре можно было встретить и солидных чиновников, и купеческую молодежь, и даже духовных лиц, стремившихся, несмотря на запрет, побывать на сцене.
Впоследствии французские пьесы стали основой репертуара, поскольку были очень модными. Рядом построили еще несколько зданий, относящихся к Театральному училищу: Каменноостровский театр был главной площадкой для выпускных спектаклей. А потом мода на французские водевили сошла на нет, да и здание снова начало ветшать. В 1880-х годах, после сорока лет беспорочной службы, театр превратился в склад декораций и тихо доживал свой век до тех пор, пока его не решили снести.
Жизнь третья. Реставрация Катонина
О том, что театр на Каменном острове собираются разобрать на дрова, стало известно в 1900 году. Решение приняла дирекция императорских театров — и тем вызвала большое негодование в среде городской интеллигенции. Да, мало кто уже помнил те дни, когда на деревянной сцене играли спектакли, но само здание было частью ландшафта острова и частью души всех горожан. Пожалуй, лучше всего об этом сказал Георгий Северцев-Полилов в своей пылкой статье «Старинный храм веселья»:
«Быть может, он даром занимает красивое место, или какие-нибудь другие причины заставляют спешить с его уничтожением, но мне лично, да я думаю, и многим из любящих петербургскую старину, жаль этого восьмидесятипятилетнего ветерана. Его белый фронтон с деревянными колоннами, просвечивающий через густую листву деревьев, всегда навевал на меня какую-то таинственную прелесть… Точно старая сказка, уже полустертая в памяти, он напоминает о чем-то далеком, давно пережитом, о светлых днях юности, ее увлечениях, ее радостях».
В результате со сносом решили повременить — а потом грянула сперва война, потом революция. Вновь вопрос о сносе встал в 1928 году — дрова многим были не лишние. Кое-как здание все же удалось отстоять в качестве образца деревянного зодчества. К 1932 году уже наполовину разрушенный театр начали реставрировать под руководством главы архитектурно-планировочного сектора ЦПКиО Евгения Катонина.
Зал Каменноостровского театра после реконструкции по проекту Евгения Катонина. Фото с официального сайта БДТ
Результат этой реставрации идеально описывается словами «сельский клуб». Хотя здание в целом внешне было оставлено в его прежнем виде, рабочие лишь заменили пришедшие в негодность деревянные детали, но внутри театр пострадал очень сильно. Потолок расписали масляными красками, ложи обшили фанерой с геометрическим узором, повесили ужасную люстру. К тому же все работы были выполнены очень плохо, и здание опять «поплыло». Тем не менее, до самой войны тут крутили кино и проводили вечера отдыха для стахановцев.
Потом началась война. Театр уцелел под бомбежками, но лишился окон, и туда пять лет залетали дождь со снегом, что тоже не способствовало сохранению здания. К 1960 году, пережив несколько мелких ремонтов. Каменноостровский театр практически превратился в руину, которая не годилась даже под хранение спортивного инвентаря.
Жизнь четвертая. Реставрация Бенуа
В начале 60-хх Каменноостровский театр был признан памятником архитектуры всесоюзного значения. Это означало, что государство готово сделать все необходимое, чтобы вернуть здание к жизни. Ирина Бенуа разработала проект реставрации, который предполагал сохранение фасада в неизменном виде — и перестройку всего театра внутри под Дом молодежи. В результате уцелел только четвертый этаж. Все остальное было разобрано и перестроено: исчез наклонный пол партера, сцена стала крохотной, по-новому разместили кресла. Про убранство и росписи даже говорить нечего. А как только реставрацию закончили — оказалось, что дома молодежи тут не будет, а будет архив Ленинградской студии телевидения.
Это практически добило здание, которому в результате крайне небрежного использования был нанесен непоправимый урон. К тому же в последующие 30 лет там проводили только косметические ремонты, а когда грянули девяностые, даже эти работы прекратились.
И вот наконец-то наступил день, когда Петербург готовился праздновать 80 лет со дня рождения Кирилла Лаврова, легендарного актера и тогда руководителя не менее легендарного БДТ.
Жизнь пятая. Новая сцена БДТ
Фото с официального сайта БДТ
К этому юбилею театру преподнесли грандиозный подарок — окончательно разрушенный Каменноостровский, один из двух оставшихся в России деревянных театров. В 2007 году здание разобрали по досочкам и начали восстанавливать. Каждый элемент здания тщательно реставрировался, пропитывался спецсоставами от возгорания и сырости, укладывался на место. Перебрали всю обшивку, бревна стен и перекрытий, сохранили даже кованые исторические гвозди. Но от внутреннего убранства, вернее, от последних его элементов, не осталось ничего. Зато под театром обустроили огромные подземные помещения на сваях под склады, фойе и гардероб, восстановили пространство сцены с собственной механизацией, которая для надежности опирается не на стены и пол театра, а на собственные фундаменты. Историческая конструкция такой тяжести бы не выдержала.
Хотя от прежних интерьеров не осталось и следа, архитекторы все-таки решили отдать должное исторической памяти и воссоздали первоначальную цветовую гамму внутри театра — серовато-жемчужные тона, напоминающие о белых ночах. Этот цвет оттенялся лазурно-синим — традиционным цветом БДТ. Работы в театре, который построили когда-то за 40 тысяч рублей, обошлись в 1,66 млрд.
14 сентября 2012 года новая сцена открылась премьерой спектакля «Трактирщица» по пьесе Карло Гольдони. За два года до этого на Международной выставке по охране памятников Denkmal в Лейпциге под эгидой ЮНЕСКО проект приспособления Каменноостровского театра для современного использования и его реализация на практике были удостоены золотой медали «За выдающиеся достижения в области охраны наследия в Европе». И сейчас театр на Каменном острове, как и двести лет назад, принимает зрителей: БДТ ставит там необычные, яркие спектакли, в том числе молодых режиссеров