Фолк в овечьей шкуре
Бессмертная гершвиновская колыбельная, кажется, специально создана, чтобы звучать в такт ленивому ходу речных трамвайчиков в белые ночи. Назвав летний фест Summertime, организаторы намекнули на его джазовую часть, но умолчали об этнической стороне вопроса. Действительно, рядом с родителями британского эйсид-джаза Incognito и голландцами Kraak & Smaak, которые жонглируют семплами не хуже Фэтбой Слима, в хедлайнерах значится грузинская дива Нино Катамадзе, в чьем божественном голосе и ветер шумит, и горные вершины спят во тьме ночной. А за Россию выступит наша самая сильная народница Пелагея.
К новому альбому «Тропы» вы впервые начали сочинять сами. Почему так долго с духом собирались?
Мы так долго к этому шли и так критически к себе все это время относились, потому что очень не хотелось вставать в ряд с пишущими подделки, типа «травамурава, калина-малина». Сейчас вот решились. Но это не значит, что мы думаем, что достигли какой-то вершины в этом, просто пришло время, накопился материал. В нем есть какие-то отсылы к народным темам в поэзии, есть цитаты, есть образы из славянской мифологии. Есть самое главное — аромат народной песенной культуры. Это прoсто песни группы, которая много лет играет фольклор, слушает его, чувствует, любит, наконец.
Не думалось ли свернуть от привычного рок-звучания в какую-нибудь, скажем, электронную или наоборот аутентичную степь?
Аутентику мы не оставляем, она всегда будет с нами. Электроника как-то не очень близка — там нет возможности делать сложные вещи — с развитием, драматургией, все же на луп посажено. Рок-саунд наиболее подходит для адаптации народных песен — это наше мнение. Может, потому что сам по себе рок когда-то возник из народных баллад и госпелов. Может, потому что инструменты в роке — совершенно универсальные, это оптимальный состав для любой музыки.
Вы ставите себе в заслугу то, что фолк стал весомой частью радио- и телеформата, или это Кадышеву надо благодарить?
Мы с Надеждой Кадышевой находимся в разных форматах. У нас разный репертуар, разный звук, отсюда — разная аудитория. Заслуга появления фолка не может принадлежать одному артисту или нескольким. Да, вполне может быть, что известные личности как-то привлекают к этому внимание. Но если тема неинтересна слушателю, ничего не получится. Ответ один — время пришло. Выросло новое поколение (к которому относится и группа «Пелагея») тех, кто не слушал в своей жизни псевдофольклор, у них нет отвращения к чему-то навязываемому сверху. Они воспринимают аутентичную музыку как данность, как звук, которым звучат наши с вами корни. У них априори присутствует к этому как минимум уважение. Есть еще поколение 30-летних, которые начинают добиваться в жизни успеха. Но без самоидентификации это сложно удерживать. Многие из них начинают задумываться, кто они, откуда пришли. Оттуда, откуда наши песни. И идя на наши концерты, они ищут «звук» своей нации, своей культуры. А мы преподносим его в привычной современному уху обработке — используем рок-н-ролльные инструменты.
Судя по объявлению на сайте, вас донимают самодеятельным творчеством.
Вы не представляете, какой шлак нам присылают! Заваливают почту. Почему-то все вдруг решили, что они поэты и композиторы. Нам не нужен уровень случайно зашедших в песню людей. А материала у нас и так предостаточно — и народного, и своего. Он может кому-то не понравиться или казаться тоже не слишком высокого уровня. Но в своем материале мы знаем, почему вот тут это слово, зачем здесь этот звук. У нас просто так, из-за того что руки чешутся, ничего не возникает. Песни пишутся и шлифуются годами.
Фестиваль Summertime, 3—4 июля